Анкеты при атопическом дерматите
МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ
Утверждаю: |
Зам. директора по УМ и ВР ___________ И.М. Алексеева «___» ____________2015 года |
ОСОБЕННОСТИ СЕСТРИНСКОГО УХОДА И ПИТАНИЯ У ДЕТЕЙ
С АТОПИЧЕСКИМ ДЕРМАТИТОМ
Выпускная квалификационная работа
по специальности 34.02.01Сестринское дело
Руководитель _______________ С.Л. Королёва «___»_____________ 2015 года | |
Студент группы 1881до _____________ Е.Н. Максимова «___»______________2015 года |
Содержание
Введение 3
Раздел 1 Общая характеристика атопического дерматита 6
1.1 Причины и предрасполагающие факторы 6
1.2 Клинические проявления атопического дерматита 7
1.3 Диагностика атопического дерматита 11
1.4 Принципы наружного лечения атопического дерматита 13
1.5 Профилактическая работа медицинской сестры 14
Раздел 2 Особенности сестринского ухода и питания у детей с
атопическим дерматитом 17
2.1 Медико-психологическая работа 17
2.2 Организация питания у детей с атопическим дерматитом 19
2.3 Создание гипоаллергенного быта 21
Уход за кожей ребенка с проявлениями атопического дерматита 22
Анализ результатов анкетирования 24
Заключение 26
Список литературы 28
Приложения 30
Введение
Термин «атопический дерматит» был предложен L. Hill M. и Sulzberger в 1935 году. Однако в официальную международную классификационную систему болезней атопический дерматит был введён лишь в 70- е годы 20-го века. В отечественной медицинской литературе термин «атопический дерматит» стал широко использоваться с конца 80-х годов, постоянно вытесняя другие названия данного заболевания.
По классификации И.М. Воронцова 1985 году атопический дерматит — это семейно-наследственное аллергическое реагирование на антигены, входящие в состав пищи или контактирующие со слизистыми оболочками (пыль, пыльца растений)
В международную классификационную систему болезней 10 – го пересмотра в 1992 году к атопическому дерматиту относятся такие хронические формы аллергического поражения кожи, как атопическая экзема, атопический нейродермит и почесуха Бенье (синоним – диффузный нейродермит).
В последние десятилетия аллергические заболевания становятся всё более распространёнными. Его распространенность среди детей в последние десятилетия в среднем увеличилась от 6 до 15%. Увеличения частоты перехода заболевания в тяжёлые и хронические формы, что приводит к существенному снижению качества жизни больного и всей его семьи, способствует формированию психосоматических нарушений.
Особенно значительно увеличился рост аллергических заболевания среди детей. По мнению большинства практикующих медиков, сегодня аллергией страдают до 15% детей до 5 лет и до 20% от 5 до 18 лет.
При анализе общей заболеваемости за период 2008—2011 год на территории Российской Федерации отмечается рост атопического дерматита: за 2008 год на 7,67%; за 2009 — 2,68%; за 2010 год отмечалась стабилизация заболеваемости и за 2011 год рост 12,9%. Развитие выраженных клинических проявлений атопического дерматита наблюдается у 60% детей на первом году жизни, у 90 % людей заболевание диагностируется в первые пять лет жизни.
Атопический дерматит — это проблема номер один во многих семьях, где растет маленький ребенок. Поражение кожи при этом заболевании доставляет малышу страдание, его состояние вызывает тревогу у родителей.
Предрасположенность к аллергии может неопределенно долго оставаться на уровне латентной атопии, не сопровождаясь клиническими проявлениями. Профилактические прививки, различные медикаменты со временем могут повысить сенсибилизацию организма ребенка и привести в дальнейшем к развитию атопического дерматита.
Примерно у 60% детей с возрастом это заболевание практически бесследно проходит.
У остальных же 40% оно переходит во «взрослую форму», давая толчок иногда развитию других аллергических заболеваний.
Так как атопический дерматит является проявлением внутренних нарушений иммунной системы, то впоследствии он часто сочетается с бронхиальной астмой, вазомоторным ринитом, конъюнктивитом, крапивницей.
Работа медицинской сестры, направленная на организации правильного ухода за больными детьми, проведение мероприятий по профилактике заболевания, является наиболее актуальной и заслуживает серьезного внимания.
Объект исследования – пациенты с атопическим дерматитом.
Предмет исследования – профессиональная деятельность медицинской сестры при уходе за детьми с атопическим дерматитом.
Цель исследования – выявить особенности работы медицинской сестры с детьми, страдающими аллергией.
Задачи:
— проанализировать медицинскую литературу по теме «Атопический дерматит»;
— выявить особенности работы медицинской сестры по организации сестринского ухода и питания у детей с заболеванием;
-разработать предложения по проведению профилактических мероприятий.
При проведении данной работы были использованы следующие методы:
— наблюдение;
-социологический;
— аналитический.
РАЗДЕЛ 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АТОПИЧЕСКОГО ДЕРМАТИТА
1.1 Причины и предрасполагающие факторы
Атопический дерматит- мультифакториальное заболевание сложного патогенеза, основными симптомами которого являются поражения кожи и зуд. Заболевание имеет длительное, волнообразное, упорное течение, плохо поддается лечению.
Предрасположенность к нему передается по наследству. В семьях, где есть больные атопическим дерматитом, вероятность развития заболевания у потомства в 3-5 раз выше, чем среди здоровых семей.
Если атопия с поражением кожи имеет место у обоих родителей, риск генетической отягощенности достигает 60-80%. При наличии заболевания у одного из родителей этот риск снижается до 40-60%, но даже при отсутствии семейного аллергологического анамнеза заболевание атопическим дерматитом у детей не исключается.
Этиология заболевания в настоящее время неизвестна, но специалисты выделяют ряд факторов, которые вызывают развитие атопического дерматита.
Перинатальные:
— работа на вредном производстве (с химическими или фармацевтическими
веществами, в помещении при высоких или низких температурах);
— нарушения в питании (употребление большого количества белка);
— инфекционные заболевания в период беременности (вирусные, грибковые);
— внутриутробные инфекции (токсоплазмоз, цитомегаловирус, уреаплазмоз,
хламидиоз, вирус герпеса);
— стрессы, курение, в том числе и пассивное;
Постнатальные:
— ранний переход на искусственное вскармливание;
— патология желудочно-кишечного тракта, дисбактериоз кишечника;
— раннее введение прикорма и продуктов, не соответствующих возрасту;
— неблагоприятные условия внешней среды;
— раннее назначение лекарственных препаратов.
Под влиянием этих факторов у ребенка являются: снижение и извращение иммунного ответа.
Отрицательные климатические воздействия (чрезмерно высокие или низкие температуры), нарушения правил ухода за кожей (раздражающее действие грубой одежды, химических веществ, горячей воды), плохие бытовые условия (высокая температура в сочетании с низкой влажностью), вакцинация, инфекционные заболевания могут усиливать действия причинных факторов.
При хроническом течении атопического дерматита клинические проявления преимущественно наблюдаются в виде нейрососудистых, трофических нарушений (инфильтрация, лихенификация).
Лихенификация — это вторичный морфологический элемент сыпей, характеризующийся резким утолщением кожи, усилением её рисунка, и в некоторых случаях нарушением пигментации [8].
1.2 Клинические проявления атопического дерматита
Обычно заболевание начинается на 2-4-м месяце жизни ребенка после перевода его на искусственное вскармливание.
Основные симптомы, которые проявляются у всех больных атопическим дерматитом:
— кожный зуд, который нередко становится причиной нарушения ночного сна, встречается при любой форме атопического дерматита во всех возрастах;
— экзема — это воспаление участка кожи, для которого характерны припухлость, покраснение, появление пузырьков с прозрачной жидкостью, или наоборот утолщение кожи, сухость и появление трещин.
Симптомы, характерные для атопического дерматита у грудных детей (до года):
— экзема (воспаление кожи), как правило, располагается на лице (чаще на щеках), шее, сгибательных поверхностях суставов, а также на животе и ягодицах. На коже появляется покраснение, припухлость, мелкие пузырьки с прозрачной жидкостью внутри, намокание кожи при прорыве пузырьков с жидкостью. При засыхании кожа покрывается желтыми корочками.
У детей первого года жизни выделяют два типа течения заболевания.
1.Себорейный типпроявляется чешуйками на волосистой части головы, которые появляются уже впервые недели жизни, либо болезнь протекает как дерматит в области кожных складок. В дальнейшем возможен переход в эритродермию (См. Приложение А, рисунок А.1.). Эритродермия — это тяжелое состояние, характеризующееся воспалительным поражением кожного покрова [14].
2. Нумулярный типхарактеризуется появлением пятнистых элементов с корочками. В месте воспаления кожные покровы утолщаются, становятся покрасневшими и шероховатыми. Сыпь вызывает у ребенка мучительный зуд. Малыш бесконечно капризничает, плохо спит ночью. У 30 % детей раннего возраста при дерматите пузырьков нет. При появлении пузырьков, на коже образуются мокнущие участки, так называемая мокнущая экзема. Так же часто может переходить в эритродермию (См. Приложение А, рисунок А.2.).
В дошкольном возрасте у 50% детей, страдающих детской экземой, кожные проявления исчезают к 2 годам жизни. У оставшейся половины характерные проявления процесса – лицо и кожные складки. Кожа в них обычно сухая, на ней имеются участки с подчеркнутым рисунком.
Атопический дерматит, возникающий на внутренней поверхности бедер и в области ягодиц обычно проявляется в 4-6 лет.
Симптомы, характерные для атопического дерматита у школьников:
в подростковом возрасте атопический дерматит, как правило, развивается в кожных складках (на сгибательных поверхностях суставов). При среднетяжелом в процесс вовлекаются локтевые и подколенные сгибы, тыл лучезапястных суставов, передняя поверхность шеи. При тяжелом дерматите имеются обширные поражения кожи лица, туловища и конечностей.
Отдельная форма атопического дерматита в этом возрасте ювенильный ладонно-подошвенный дерматоз, при котором кожный патологический процесс образуется на ладонях и подошвах. На коже образуются грубые зудящие уплотнения, темно красного или бардового цвета сливающиеся между собой (См. Приложение А, рисунок А.3.).
Обострения атопического дерматита на ладонях и подошвах встречаются в холодное время года, в то время как летом все симптомы атопического дерматита, как правило, исчезают. При наличии дерматита подошв, дерматофитии у детей наблюдают очень редко. Дерматофития – это хроническое микотическое поражение кожи подошв, меж- и подпальцевых складок стоп [8].
В настоящие время, для оценки тяжести клинических симптомов, наиболее широко используют шкалы SCORAD (Scoring Atopic Dermatitis), EASY (Eczema Area and Severity Index), SASSAD (SixAreaSixSignAtopic Dermatitis Severity Score).
В нашей стране широкое применение получила шкала SCORAD, которая учитывает распространенность кожного процесса (А), интенсивность клинических проявлений (В) и субъективных симптомов (С).
A.Распространенность кожного процесса – площадь поражения кожи у детей оценивают по правилу «девятки», где за единицу принята площадь ладонной поверхности кисти. Одна ладонь больного составляет 1% всей поверхности кожи (рис. 1).
Рисунок 1 – Правило «девятки» для определения площади поражения
B. Для определения интенсивности клинических проявлений подсчитывают выраженность шести признаков (эритема, отек/папулы, корки/мокнутие, экскориации, лихенификация, сухость кожи). Экскориация — это механическое, чаще линейное, поверхностное нарушение целостности кожи, покрытое кровяной или серозной коркой [14].
Каждый признак оценивается от 0 до 3 баллов (0 — отсутствует, 1 — слабо выражен, 2 — выражен умеренно, 3 — выражен резко). Оценка симптома проводится на участке кожи, где этот симптом максимально выражен. Интенсивность может быть оценена от 0 баллов (кожные поражения отсутствуют) до 18 (максимальная интенсивность всех 6 симптомов). Один и тот же участок пораженной кожи может быть использован для оценки выраженности любого количества симптомов.
C. К субъективным симптомам относят — зуд кожных покровов и нарушения сна. Оцениваются субъективные симптомы у детей старше 7 лет при условии понимания родителями принципа оценки. Больному или его родителям предлагают отметить точку в пределах 10-сантиметровой линейки, соответствующую, по их мнению, степени выраженности зуда и нарушений сна, усредненную за последние трое суток. Сумма баллов субъективных симптомов может колебаться от 0 до 20.
Величину индекса SCOARAD рассчитывают по формуле:
А/5 + 7В/2 + С.
Общая сумма баллов по шкале SCOARAD может составлять от 0 (клинические проявления поражения кожи отсутствуют) до 103 (максимально выраженные проявления атопического дерматита).
1.3 Диагностика атопического дерматита
В 1980 году впервые были разработаны диагностические критерии атопического дерматита (Hanifin, Rajka). Согласно этим критериям, для диагностики атопического дерматита необходимо наличие как минимум 3 из 4 основных критериев и 3 из 23 дополнительных. В дальнейшем диагностические критерии неоднократно пересматривались.
Диагностика атопического дерматита основывается преимущественно на клинических данных.
В 2003 году Американской академией дерматологии на согласительной конференции по атопическому дерматиту у детей были предложены следующие критерии.
Обязательные критерии:
— зуд кожных покровов;
— кожные высыпания, образующиеся на лице и разгибательных поверхностях конечностей;
— хроническое рецидивирующее течение;
— атопия в анамнезе или наследственная предрасположенность к атопии.
Дополнительные критерии:
— сухость кожных покровов;
— ладонный ихтиоз;
— экзема сосков;
— начало заболевания в раннем детском возрасте;
— эритродермия;
— трещины за ушами.
Объективных диагностических тестов, позволяющих подтвердить диагноз, в настоящее время не существует. Обследование включает тщательный сбор анамнеза, оценку распространенности и тяжести кожного процесса, оценку степени психологической и социальной дезадаптации и влияния заболевания на семью пациента.
Для диагностики атопического дерматита у детей используют следующие методы исследования:
1.Сбор аллергического анамнеза (при сборе аллергологического анамнеза особое внимание обращают на: семейную предрасположенность, характер питания матери во время беременности и кормления, характер работы родителей, сроки введения новых видов пищи, характер кожных проявлений, сезонность обострений, сопутствующие заболевания, частоту острых респираторных заболеваний и другие).
2.Физикальное обследование (при осмотре, следует обращать внимание на внешний вид, общее состояние и самочувствие ребёнка).
3.Специфическая аллергологическая диагностика.
4.Общий анализ крови.
Лабораторные и инструментальные исследования:
1. Определение концентрации общего IgE в сыворотке крови (тест не является диагностическим);
2. Кожные тесты с аллергенами (прик-тест, скарификационные кожные пробы, внутрикожные пробы) выявляют lgE-опосредованные аллергические реакции, их проводят для выявления причинно-значимых аллергенов. Прием антигистаминных препаратов и трициклических антидепрессантов снижает чувствительность кожных рецепторов и может привести к получению ложноотрицательных результатов, поэтому эти препараты необходимо отменить за 72 часа и 5 суток соответственно до предполагаемого срока исследования;
3. провокационный тест с пищевыми аллергенами обычно проводят для выявления пищевой аллергии, особенно к злаковому и коровьему молоку;
4. радиоаллергосорбентный тест, ИФА и другие предпочтительно используют для пациентов:
— с ихтиозом, распространенными кожными проявлениями;
-принимающих антигистаминные препараты или трициклические антидепрессанты;
— с сомнительными результатами кожных тестов или при отсутствии корреляции клинических проявлений и результатов кожных тестов;
— с высоким риском развития анафилактических реакций на определенный аллерген при проведении кожного тестирования.
Радиоаллергосорбентный тест — альтернативный метод выявления аэроаллергенов, но в подавляющем большинстве случаев пищевой аллергии кожные тесты являются более достоверными.
1.4 Принципы наружного лечения атопического дерматита
При работе с детьми необходимо решить несколько задач:
— уменьшение выраженности симптомов болезни;
— обеспечение длительного контроля над заболеванием путем предотвращения или снижения тяжести обострений;
— изменение естественного течения заболевания.
Важным и обязательным этапом наружной терапии атопического дерматита является восстановление целостности рогового и водно-липидного слоев кожи с помощью увлажняющих и питательных средств.
В острый период при наличии экссудации используют красители (фукорцин, метиленовый синий), примочки, ежедневные влажные повязки с последующим наложением противовоспалительных средств.
В подострый период назначают противовоспалительные кремы, гели, болтушки, с последующим применением ванны с температурой воды 37 °С.
При хроническом воспалении кожи, сопровождающемся лихенификацией и сухостью, применяют жирные мази и кремы, содержащие противовоспалительные и кератопластические средства, а также препараты, улучшающие микроциркуляцию.
При вторичном инфицировании кожи используют пасты и мази, содержащие топические антибактериальные средства в комбинации с топическими глюкокортикостероидами.
При грибковой инфекции применяются противогрибковые мази, кремы, лучше всего комбинированные с глюкокортикостероидами.
Увлажняющие и смягчающие средства входят в стандартную терапию атопического дерматита и используются для поддержания контроля над симптомами заболевания. К этой группе лекарственных средств относят индифферентные кремы, мази, лосьоны, масляные ванны, а также ванны с добавлением различных смягчающих и увлажняющих кожу компонентов.
Так как, у пациентов с атопическим дерматитом нарушена барьерная функция кожи, необходимо проведение вспомогательной базисной терапии, заключающейся в регулярном нанесении средств для увлажнения кожи. Смягчающие средства поддерживают кожу в увлажненном состоянии, и помогаю уменьшать зуд. Смягчающие средства следует наносить регулярно, не менее 2 раз в день, в том числе после каждого мытья или купания, даже в те периоды, когда симптомы заболевания отсутствуют.
Дата добавления: 2015-10-16; просмотров: 2725; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: Учись учиться, не учась! 10564 — | 7971 — или читать все…
Читайте также:
Источник