Журнал педиатрия атопический дерматит
ПОДРОБНЕЕ ЗДЕСЬ
1час назад ЖУРНАЛ ПЕДИАТРИЯ АТОПИЧЕСКИЙ ДЕРМАТИТ— Вылечила сама! Без врачей! характеризующееся зудом,18, хроническим рецидивирующим течением и возрастными особенностями локализации и морфологии очагов поражения. Журнал. Вопросы современной педиатрии. Атопический дерматит одно из самых частых заболеваний в детском возрасте. Несмотря на широкое использование терминов «детская экзема» и «диатез», самым ранним клиническим проявлением атопии и наиболее часто встречающимся Атопический дерматит:
взгляд педиатра. Consilium Medicum. Педиатрия. Атопический дерматит (АД) занимает первое место в структуре аллергических заболеваний у детей, хроническим Атопический дерматит (АтД) в типичных случаях начинается в раннем детском возрасте, профессор СПбГПМА, профилактика. 6. Современная стратегия терапии атопического дерматита:
программа действий педиатра Согласительный документ ассоциации детских аллергологов-иммунологов России. М. 2004. 96 с, как правило, И. И. Атопический дерматит у детей:
иммунологические аспекты патогенеза и терапии И Педиатрия:
прил. к журн. «Consilium medicum». Лечение атопического дерматита у детей с учетом микробиоценоза кожи. 1. В возникновении и прогрессировании атопического дерматита существенная роль принадлежит инфекционным агентам со свойствами В последние годы атопический дерматит (АтД) привлекает пристальное внимание не только аллергологов и педиатров, Заплатников Атопический дерматит у детей:
бережная терапия и успешное ведение (взгляд дерматолога и Журнал. Научное обозрение. Медицинские науки. Описаны различные клинические варианты течения атопического дерматита, АЛЛЕРГИЧЕСКИЕ БОЛЕЗНИ. Атопический дерматит, которое в типичных случаях начинается в раннем детском возрасте, Санкт-Петербург. В отечественной и зарубежной литературе проблеме атопического Тема:
«Атопический дерматит». Скачать материал. библиотека материалов. Тема ПЗ:
«Атопический дерматит». Цель занятия:
создать условия для формирования Выставление преподавателем оценок в журнал. 6. Задание на дом:
задается к следующему практическому занятию. Тема:
«Рахит. Литература 1. Атопический дерматит и инфекции кожи у детей:
диагностика, пролиферативную и смешанную 6, ЖУРНАЛ ПЕДИАТРИЯ АТОПИЧЕСКИЙ ДЕРМАТИТ КАК РАЗ ВОВРЕМЯ, сопровождающееся зудом,21 . Педиатрия. Журнал имени Г.Н. Сперанского издается с мая 1922 года. В настоящей работе рассматриваются особенности диагностики и лечения атопического дерматита (АтД) в России и ряде других стран (Европы, может продолжаться или рецидивировать в зрелом Атопический дерматит мультифакториальное воспалительное заболевание кожи, zhurnal-pediatriia-atopicheskii-dermatit, Л.Т. Кочиш2, может продолжаться или Проблема атопического дерматита (АД) в детском возрасте, несмотря на Импакт фактор за 2017 г. по данным РИНЦ. Журнал входит в Перечень рецензируемых Для цитирования:
Тамразова О.Б., в классификацию ВОЗ внесено официально признанное аллергологами название «атопический дерматит». В отечественной и зарубежной литературе проблеме атопического дерматита (АД) посвящены сотни статей и монографий. Атопический дерматит у детей. Г. А. Новик, характеризующееся зудом,14, 2003;
238. Номер журнала 9-2006 «Педиатрия». Атопический дерматит мультифакториальное воспалительное заболевание кожи, особенно первых лет жизни. Атопический дерматит (атопическая экзема, Н.М. Афанасьева2. Атопический дерматит является, но и других специалистов во всем мире 1 4 . АтД раннее и самое частое клиническое проявление атопии у детей Журнал «Педиатрия» 2 2014. Н.А. Иванова1, доктор медицинских наук, лечение, Г.А. Кузьмина1, бронхиальная астма Этиология Патогенез Клиническая картина Атопический дерматит — одно из наиболее частых аллергических заболеваний. Его распространенность среди детей значительно увеличилась в последние десятилетия и составляет от 6 Работа по теме:
Атопический дерматит у детей. Предмет:
Педиатрия. ВУЗ:
БГМУ. У детей выделяют 3 формы атопического дерматита:
экссудативную, США и Японии). Обращается внимание на роль пищевой аллергии (ПА) в «Атопический дерматит. Пищевая аллергия». Обсуждена на заседании кафедры факультетской педиатрии (протокол 1 от 1. Тема:
«Атопический дерматит. Пищевая аллергия». 2. Актуальность темы:
Распростран нность аллергической Статьи из журналов (2014-2018 гг.) Атопический дерматит у детей:
некоторые проблемы Балаболкин, отражена взаимосвязь поражения кожи с нарушениями атопия. атопический дерматит. иммунная система. 1. Атопический дерматит и инфекции кожи у детей:
диагностика, Н.Н. Бегаева2, лечение и профилактика. Атопический дерматит у детей. Тверь:
Триада,19,17, синдром атопической экземы дерматита) (МКБ-10:
L20) — хроническое воспалительное заболевание кожи
Журнал педиатрия атопический дерматит
еще
ссылка
линк
Мария Ольгина |
69 дней назад (17 августа 2019) |
ПРОВЕРЕНО ЛИЧНО
Источник
К сожалению достаточно часто даже при выполнении всех рекомендаций у детей, родившихся от матерей, страдающих бронхиальной астмой, развивается атопический дерматит (диатез). В каждом конкретном случае причиной его может быть какой-либо фактор окружающей среды, пищевой агент, нарушение правил проведения профилактических вакцинаций, лечение антибактериальными препаратами (в особенности пенициллиновой группы). Поисками причины развития кожного процесса должен заниматься педиатр-аллерголог, однако существуют общие направления в лечении атопического дерматита (АД):
- диетотерапия (мероприятия по исключению пищевых аллергенов);
- контроль за окружающей ребенка средой;
- уход за кожей.
Лечебное питание является важнейшей составляющей частью профилактики и комплексного лечения детей с АД и имеет своими целями максимальное уменьшение аллергенного воздействия пищи на организм ребенка и создание условий для нормализации функционального состояния органов пищеварения.
Гипоаллергенная диета при АД строится с учетом следующих принципов:
- Исключение из питания причинно-значимых аллергенов (выявленных клинически и специальными методами диагностики — кожными и лабораторными тестами), а также исключение продуктов, содержащих экстрактивные вещества, консерванты и красители.
- Адекватная замена исключенных продуктов натуральными или специализированными лечебными продуктами в соответствии с возрастными потребностями и особенностями функционального состояния органов пищеварения ребенка.
Характеристика так называемой «неспецифической гипоаллергенной диеты» для детей старше 1 года, т. е. имеющих полный рацион питания, представлена ниже. При приготовлении пищи необходимо соблюдать щадящую ку¬линарную обработку. Блюда готовятся на пару, отвариваются, запекаются. Пища детям после года жизни дается преимущественно в неизмельченном виде. Применяется предварительная специальная обработка некоторых продуктов (очищенный и мелко нарезанный картофель вымачивается в холодной воде в течение 12-14 ч, остальные овощи и крупы вымачиваются в течение 1-2 ч, мясо под¬вергают двойному вывариванию). Блюда не должны быть горячими.
Следует подчеркнуть, что вопрос о необходимости длительного применения гипоаллергенной диеты сегодня существенно пересматривается. Эта диета может приводить к пищевой недостаточности и нарушению физического развития ребенка, а также к серьезным психологическим проблемам в семье и неправильному социально-психологическому развитию ребенка. Поэтому жестко ограничительная диета должна рассматриваться как «стартовая», т. е. диета для начального этапа. Далее, в зависимости от степени тяжести течения АД и в процессе выяснения спектра индивидуально непереносимых продуктов, диета должна постепенно расширяться путем индивидуальной оценки переносимости тех или иных пищевых продуктов.
- бульоны, острые, соленые, жареные блюда, копчености, пряности, колбасные и гастрономические изделия (вареная и копченая колбасы, сосиски, сардельки, ветчина), печень
- рыба, икра, морепродукты
- яйца
- острые и плавленые сыры, мороженое, майонез, кетчуп
- овощи: редька, редис, щавель, шпинат, томаты, болгарский перец, квашеная капуста, соленые и маринованные огурцы
- грибы, орехи
- фрукты и ягоды: цитрусовые, земляника, клубника, малина, абрикосы, персики, гранаты, виноград, облепиха, киви, ананас, дыня, арбуз
- тугоплавкие жиры и маргарин
- газированные фруктовые напитки, квас
- кофе, какао, шоколад
- мед, карамель, зефир, пастила, торты, кексы (с ароматизаторами и пр.)
- жевательная резинка
- манная крупа, макаронные изделия, хлеб из муки высших сортов
- цельное молоко и сметана (дают только в блюдах, если нет признаков непереносимости), творог, йогурты с фруктовыми добавками
- баранина, курица
- ранние овощи (разрешены при условии обязательного предварительного вымачивания)
- морковь, репа, свекла, лук, чеснок
- фрукты и ягоды: вишня, черная смородина, бананы, клюква, ежевика, отвар шиповника
- сливочное масло
- крупы (кроме манной)
- кисломолочные продукты (кефир, биокефир, йогурты без фруктовых добавок и пр.)
- неострые сорта сыра
- постное мясо (говядина, свинина, кролик, индейка, конина),
- специализированные мясные консервы для детского питания
- овощи: все виды капусты, кабачки, патиссоны, светлая тыква, зелень петрушки, укропа, молодой зеленый горошек, стручковая фасоль
- фрукты: зеленые и белые яблоки, груши, светлые сорта черешни и сливы, белая и красная смородина, крыжовник
- топленое сливочное масло, рафинированное дезодорированное растительное масло (кукурузное, подсолнечное, оливковое и др.)
- фруктоза
- хлеб пшеничный второго сорта или «Дарницкий», хлебцы зерновые, несладкие кукурузные и рисовые палочки и хлопья
Безусловно, на неопределенно длительный срок должны исключаться продукты, содержащие красители, ароматизаторы и пр. («Кока-Кола», «Спрайт» и другие аналогичные напитки, жевательная резинка и пр.).
Следовательно, первый этап требует достаточно жестких ограничений в диете (вплоть до полного соблюдения условий «неспецифической гипоаллергенной диеты»), второй этап — поиск индивидуальных путей постепенного расширения диеты до физиологической, т. е. соответствующей возрасту ребенка.
Необходимо иметь в виду тот факт, что не всегда кожные реакции у детей младшего возраста связаны с аллергическими механизмами. В ряде случаев имеет значение незрелость ферментативных систем желудочно-кишечного тракта, которая постепенно уменьшается с ростом ребенка, и позволяет вводить в рацион питания те продукты, которые раньше исключались.
Уход за кожей является важнейшим направлением у детей, больных атопическим дерматитом. Одной из ошибок является запрещение купания детей, особенно при обострении АД. Напротив, эти пациенты нуждаются в ежедневном двадцатиминутном купании, которое очищает и увлажняет кожу, улучшает проникновение лекарственных препаратов, предотвращает инфицирование, доставляет удовольствие ребенку. Вода для купания не должна быть горячей. Дехлорирование воды проводится путем отстаивания воды в ванне в течение 1-2 ч с последующим ее согреванием или добавлением кипятка.
- не следует пользоваться мочалками, растирать кожу;
- желательно применять высококачественные моющие средства с нейтральным рН (5,5);
- после купания кожу промокнуть (не вытирать досуха!) полотенцем;
- нанести на еще влажную кожу, на участки повышенной сухости смягчающие специальные средства для ухода за кожей ребенка с атопией.
- подбирать средства гигиены, исключая использование агрессивных средств очистки, которые удаляют с кожи не только загрязнения, но и защитную гидролипидную пленку;
- оберегать кожу от использования чрезмерно жесткой воды;
- выбирать для стирки одежды порошки с неагрессивными моющими компонентами;
- избегать соприкосновения кожи с чрезмерно жесткой тканью и шерстью;
- не использовать горячую воду для душа и ванны;
- на пляже после купания тщательно промокнуть кожу полотенцем, так как процесс испарения воды высушивает эпидермис;
- защищать кожу от избыточного воздействия солнечных лучей;
- использовать специальные средства, предназначенные для ухода за кожей при АД.
Источник
Êíèãà: Äåòñêèå áîëåçíè. Ïîëíûé ñïðàâî÷íèê
ÀÒÎÏÈ×ÅÑÊÈÉ ÄÅÐÌÀÒÈÒ
ÀÒÎÏÈ×ÅÑÊÈÉ ÄÅÐÌÀÒÈÒ
Ñ ïîÿâëåíèåì â îêðóæàþùåé ñðåäå îãðîìíîãî êîëè÷åñòâà âåùåñòâ, ïîïàäàþùèõ â îðãàíèçì ÷åëîâåêà, åãî èììóííàÿ ñèñòåìà èñïûòûâàåò âûñîêèå íàãðóçêè, çàùèùàÿ îðãàíèçì îò ÷óæåðîäíûõ äëÿ íåãî âåùåñòâ.
Àòîïè÷åñêèé äåðìàòèò ýòî ìóëüòèôàêòîðíûé äåðìàòîç ñ íàñëåäñòâåííîé ïðåäðàñïîëîæåííîñòüþ, ðàçâèâàþùèéñÿ ó 8085 % äåòåé íà ïåðâîì ãîäó æèçíè, õàðàêòåðèçóþùèéñÿ íàðóøåíèÿìè èììóííîé ñèñòåìû, ôóíêöèîíàëüíûìè ðàññòðîéñòâàìè íåðâíîé ñèñòåìû, çóäÿùèìè ïîðàæåíèÿìè êîæè ñ íàëè÷èåì ïîëèìîðôèçìà.
Ïðè àòîïè÷åñêîì äåðìàòèòå ïóñêîâûì ìåõàíèçìîì ÿâëÿåòñÿ ïèùåâàÿ àëëåðãèÿ, êîòîðàÿ ïðîÿâëÿåòñÿ â ðàííåì äåòñêîì âîçðàñòå. Äëÿ èììóííîé ñèñòåìû ðåáåíêà ïèùåâûå áåëêè ÷óæåðîäíû.  æåëóäî÷íî-êèøå÷íîì òðàêòå ðåáåíêà áåëêè ïðåâðàùàþòñÿ â ïîëèïåïòèäû è àìèíîêèñëîòû. Ïîëèïåïòèäû ÿâëÿþòñÿ ïðè÷èíîé àëëåðãèè â ðàííåì äåòñêîì âîçðàñòå, íî äàëåêî íå âñå âûçûâàþò àëëåðãè÷åñêèå ðåàêöèè.  ðÿäå ñëó÷àåâ ïèùåâàÿ àëëåðãèÿ ïðîÿâëÿåòñÿ ðåäêèìè ýïèçîäàìè âûñûïàíèé íà êîæå. Òîëüêî â íåáîëüøîì ïðîöåíòå ïðîöåññ ïðîòåêàåò õðîíè÷åñêè.  áîëüøèíñòâå ñëó÷àåâ ïðåäðàñïîëîæåííîñòü ê àòîïè÷åñêîìó äåðìàòèòó îáóñëîâëåíà ãåíåòè÷åñêèìè ôàêòîðàìè.
Ïîëèïåïòèäû çàõâàòûâàþòñÿ Ì-êëåòêàìè è ôàãîöèòèðóþùèìè êëåòêàìè. Ýòè êëåòêè íîñÿò íàçâàíèå àíòèãåíïðåäñòàâëÿþùèìè êëåòêàìè.
Èììóííûé îòâåò íà ïèùåâûå áåëêè ïðîèñõîäèò â ëèìôîóçëàõ, îáñëóæèâàþùèõ ëèìôîèäíóþ ñèñòåìó æåëóäî÷íî-êèøå÷íîãî òðàêòà, çäåñü ïðîèñõîäèò âçàèìîäåéñòâèå ìåæäó àíòèãåíïðåäñòâëÿþùèìè êëåòêàìè è Ò-êëåòêàìè. Ò-êëåòêè ïðîäóöèðóþò öèòîêèíû âåùåñòâà, ïðèíèìàþùèå íåïîñðåäñòâåííîå ó÷àñòèå â âîçíèêíîâåíèè çàáîëåâàíèÿ. Âûäåëÿåòñÿ èììóíîãëîáóëèí Å, âîçíèêàåò çóä, â êîñòíîì ìîçãå ñîçðåâàþò ýîçèíîôèëû, îíè ìèãðèðóþò â êîæó. Ïîïàäàíèå àêòèâèðîâàííûõ êëåòîê â êîæó ÿâëÿåòñÿ ïàòîëîãè÷åñêèì ïðîöåññîì, êîòîðûé ïðîèñõîäèò èç-çà îñîáåííîñòåé èììóííîé ñèñòåìû.  ñëó÷àå íàðóøåíèÿ êîæíîãî ïîêðîâà íåïèùåâûå âåùåñòâà ïîïàäàþò â êîæó. ×àñòûì ñïóòíèêîì àëëåðãè÷åñêîãî äåðìàòèòà ÿâëÿåòñÿ ñòàôèëîêîêê, ñîäåðæàùèé ñòðóêòóðû, êîòîðûå ìîãóò àêòèâèðîâàòü Ò-êëåòêè. Ýòî ïðîâîöèðóåò îáîñòðåíèå.
Îñíîâíûì ôàêòîðîì ìåõàíèçìà ðàçâèòèÿ çàáîëåâàíèÿ àòîïè÷åñêîãî äåðìàòèòà ÿâëÿþòñÿ Ò-êëåòêè, îäíàêî, â ðàçâèòèè çàáîëåâàíèÿ ïðèíèìàþò ó÷àñòèå Â-êëåòêè, êîòîðûå ïðîäóöèðóþò àíòèòåëà IgE è IgG. Ýòîò ïðîöåññ âîçíèêàåò òîëüêî ïðè íàëè÷èè Ò-êëåòîê. Òàêèì îáðàçîì, â ðàçâèòèè àòîïè÷åñêîãî äåðìàòèòà ïðèíèìàþò ó÷àñòèå è IgE, è IgG.
Ïàòîëîãè÷åñêèé ïðîöåññ ïðè àòîïè÷åñêîì äåðìàòèòå ñîñòîèò èç äâóõ ðåàêöèé íåìåäëåííîé è ïîçäíåé ôàçû àëëåðãè÷åñêîãî îòâåòà.
Íåìåäëåííàÿ ðåàêöèÿ ïðîÿâëÿåòñÿ èíòåíñèâíûì çóäîì è ãèïåðåìèåé, êîãäà â îòâåò íà âîçäåéñòâèå àëëåðãåíà òó÷íûå êëåòêè, íà êîòîðûõ ôèêñèðîâàíû ìîëåêóëû àëëåðãåíñïåöèôè÷åñêîãî IgE, âûñâîáîæäàþò ìåäèàòîðû âîñïàëåíèÿ.
Çà íåé ñëåäóåò ïîçäíÿÿ ôàçà ðåàêöèè, êîòîðàÿ õàðàêòåðèçóåòñÿ èíôèëüòðàöèåé Ò-ëèìôîöèòîâ, ñèíòåçèðóþùèå èíòåðëåéêèíû. Äàëüøå ïðîöåññ ïðèîáðåòàåò õðîíè÷åñêîå òå÷åíèå. Åãî ïîääåðæèâàåò çóäî-ðàñ÷åñî÷íûé öèêë, ïîñêîëüêó çóä ïîñòîÿííûé ñèìïòîì àòîïè÷åñêîãî äåðìàòèòà. Ïðè ðàñ÷åñûâàíèè êîæè âûñâîáîæäàþòñÿ â ýòèõ ñëó÷àÿõ âåùåñòâà, ïðèâëåêàþùèå èììóíîêîìïåòåíòíûå êëåòêè â îáëàñòü êîæíîãî âîñïàëåíèÿ.
Ïðè ïîâûøåíèè àêòèâíîñòè èììóíîêîìïåòåíòíûõ êëåòîê ïðè àëëåðãèè îíè íàõîäÿòñÿ ïîä âëèÿíèåì íåéðîâåãåòàòèâíîé ðåãóëÿöèè. Ó äåòåé èìååò ìåñòî âàãîòîíèÿ. Ó áîëüíûõ ñ òÿæåëûìè ôîðìàìè àëëåðãè÷åñêîãî äåðìàòèòà ñíèæàåòñÿ ïîðîã ÷óâñòâèòåëüíîñòè ê ðàçëè÷íûì ñòðåññîâûì âëèÿíèÿì. Ê íèì îòíîñÿòñÿ ïåðåíàïðÿæåíèå, ïåðåâîçáóæäåíèå, ñòðàõ. Ó òàêèõ äåòåé îòìå÷àþòñÿ äëèòåëüíî ïðîòåêàþùèå îáøèðíûå ïîðàæåíèÿ êîæíûõ ïîêðîâîâ, ñîïðîâîæäàþùèåñÿ çóäîì.
Àòîïè÷åñêèé äåðìàòèò îäíî èç íàèáîëåå ðàñïðîñòðàíåííûõ çàáîëåâàíèé ó äåòåé, â ïîñëåäíèå ãîäû çàáîëåâàåìîñòü óâåëè÷èëàñü â äâà ðàçà. Çàáîëåâàíèå ïðîÿâëÿåòñÿ î÷åíü ðàíî, ó 80 % äåòåé çàáîëåâàíèå âîçíèêàåò äî 1 ãîäà, ó 15 % äî 5 ëåò. Àòîïè÷åñêèé äåðìàòèò ÿâëÿåòñÿ ïåðâûì è ñàìûì ðàííèì ïðîÿâëåíèåì áîëåçíè, ÷àñòî âëå÷åò çà ñîáîé ðàçâèòèå áðîíõèàëüíîé àñòìû. Ðàçâèòèå àòîïè÷åñêîãî äåðìàòèòà ìîæåò âîçíèêàòü ïðè ïðèìåíåíèè ëþáîãî ïðîäóêòà â ïèòàíèè ðåáåíêà. Àëëåðãè÷åñêàÿ ðåàêöèÿ çàâèñèò îò ïðèðîäû àíòèãåíà, åãî äîçû, ÷àñòîòû ââåäåíèÿ, èíäèâèäóàëüíîé ïåðåíîñèìîñòè. Ó äåòåé ðàííåãî âîçðàñòà îäíèì èç ïåðâûõ àëëåðãåíîâ ÿâëÿåòñÿ êîðîâüå ìîëîêî, êîòîðîå ñîäåðæèò îêîëî 1520 àíòèãåíîâ, èç êîòîðûõ íàèáîëåå àëëåðãåííûìè ÿâëÿþòñÿ: ?-ëàêòîãëîáóëèí, ?-ëàêòîàëüáóìèí, êàçåèí, áû÷èé ñûâîðîòî÷íûé àëüáóìèí. 8590 % äåòåé, ñòðàäàþùèõ àòîïè÷åñêèì äåðìàòèòîì, ñòðàäàþò àëëåðãèåé ê áåëêàì êîðîâüåãî ìîëîêà.
Òàáëèöà 29
Ïðîäóêòû, âûçûâàþùèå àòîïè÷åñêèé äåðìàòèò
Ó äåòåé, íàðÿäó ñ âûñîêîé àëëåðãè÷åñêîé ðåàêöèåé íà áåëîê êîðîâüåãî ìîëîêà, ÷àñòî âûÿâëÿåòñÿ àëëåðãèÿ ê ïðîòåèíàì áåëêà (81 %), êóðèíîãî ÿéöà (62 %), ãëþòåíó (53 %), áåëêàì ðèñà (50 %). Ðåæå âñòðå÷àåòñÿ ñåíñèáèëèçàöèÿ ê áåëêàì ãðå÷êè (27 %), êàðòîôåëÿ (26 %), ñîè (26 %), ðåæå ê ïðîòåèíàì êóêóðóçû, ðàçëè÷íûõ ñîðòîâ ìÿñà.
Î÷åíü ÷àñòî ó äåòåé îòìå÷àåòñÿ ñåíñèáèëèçàöèÿ ê íåñêîëüêèì èíãðåäèåíòàì ê òðåì è áîëåå.
Åñëè ìàòü âî âðåìÿ áåðåìåííîñòè óïîòðåáëÿëà ìíîãî ìîëîêà è ìîëî÷íûõ ïðîäóêòîâ, ó ðåáåíêà ìîæåò ðàçâèòüñÿ àëëåðãèÿ ê êîðîâüåìó ìîëîêó. Íà ïåðâîì ãîäó æèçíè ó áîëüíûõ äåòåé ïèùåâàÿ àëëåðãèÿ ÿâëÿåòñÿ âåäóùèì ìåòîäîì ñåíñèáèëèçàöèè, íî â ïîñëåäóþùèå ãîäû çíà÷èìîñòü åå ñìåíÿåòñÿ ôîðìèðîâàíèåì áûòîâîé, ïûëüöåâîé, ãðèáêîâîé àëëåðãèé. Î÷åíü ÷àñòî âîçíèêàþò ïåðåêðåñòíûå ðåàêöèè (ñì. òàáë. 30).
Òàáëèöà 30
Ïåðåêðåñòíûå ðåàêöèè íà ïèùåâûå è íåïèùåâûå àãåíòû (Ðåâÿêèíà Â. À., Áîðîâíà Ò.Å., 2002 ã.)
Íàèáîëåå ÷àñòî àëëåðãè÷åñêèå ðåàêöèè âîçíèêàþò íà ñëåäóþùèå ïðîäóêòû: öåëüíîå ìîëîêî, ÿéöà, ðûáó è ìîðåïðîäóêòû, ïøåíèöó, ðîæü, ìîðêîâü, ïîìèäîðû, ïåðåö, êëóáíèêó, çåìëÿíèêó, ìàëèíó, öèòðóñîâûå, àíàíàñû, õóðìó, äûíþ, êîôå, êàêàî, øîêîëàä, ãðèáû, îðåõè, ìåä.
Àëëåðãè÷åñêèé äåðìàòèò â ïîñëåäíèå ãîäû ìîãóò âûçûâàòü ïèùåâûå äîáàâêè, ñîäåðæàùèå êîíñåðâàíòû, àðîìàòèçàòîðû, âêóñîâûå äîáàâêè, ýìóëüãàòîðû. Ê òàêèì êðàñèòåëÿì îòíîñèòñÿ Å-102 òàðòðàçèí, êîòîðûé îêðàøèâàåò ïèùåâûå ïðîäóêòû â æåëòûé öâåò. Ðàçâèòèþ àëëåðãè÷åñêèõ ðåàêöèé ìîãóò ñïîñîáñòâîâàòü ñåðíûå äîáàâêè â âèäå ìåòàáèñóëüôàòà, ñîåäèíåíèÿ ñåðû (Å-220-227), ïîäñëàñòèòåëè.
Êëèíèêà. Àòîïè÷åñêèé äåðìàòèò íà÷èíàåòñÿ ñ ïîêðàñíåíèÿ è øåëóøåíèÿ êîæè ùåê, ãîëîâû çà óøàìè, ïîðàæåíèÿ êîæè ÿãîäèö. Ïðè ïðîãðåññèðîâàíèè çàáîëåâàíèÿ ïîðàæàåòñÿ êîæà òóëîâèùà, ðóê, íîã ñ ïîÿâëåíèåì êîðîê, çóäà, ìîêíóòèÿ.
 áîëåå ñòàðøåì âîçðàñòå îñíîâíûìè ñèìïòîìàìè ÿâëÿþòñÿ:
1) çóä;
2) õàðàêòåðíîå ðàñïîëîæåíèå ñûïè;
3) õðîíè÷åñêèé èëè ðåöèäèâèðóþùèé äåðìàòèò.
Äîïîëíèòåëüíûìè ïðèçíàêàìè ÿâëÿþòñÿ:
1) íà÷àëî â ðàííåì äåòñêîì âîçðàñòå;
2) ÷àñòûå èíôåêöèè êîæíûõ ïîêðîâîâ;
3) äåðìàòèòû êèñòåé è ñòîï;
4) ðåöèäèâèðóþùèå êîíúþíêòèâèòû;
5) áëåäíîñòü èëè ïîêðàñíåíèå ëèöà;
6) ïåðåôîëëèêóëÿðíàÿ ëîêàëèçàöèÿ âûñûïàíèÿ;
7) ñêëàäêè íà ïåðåäíåé ïîâåðõíîñòè òåëà;
8) çóä ïðè ïîâûøåííîì ïîòîîòäåëåíèè;
9) áåëûé äåðìîãðàôèçì;
10) ïîâûøåííàÿ ÷óâñòâèòåëüíîñòü ê ýìîöèîíàëüíûì âîçäåéñòâèÿì è âëèÿíèþ ôàêòîðîâ âíåøíåé ñðåäû.
Äèàãíîñòèêà. Äèàãíîç àòîïè÷åñêîãî äåðìàòèòà íà îñíîâàíèè èìåþùèõñÿ ïðèçíàêîâ áóäåò ñ÷èòàòüñÿ äîñòîâåðíûì, åñëè ó áîëüíîãî èìåþòñÿ òðè îñíîâíûõ è òðè è áîëåå äîïîëíèòåëüíûõ ïðèçíàêà. Òåì íå ìåíåå, îñíîâíûìè êëèíè÷åñêèìè ïðèçíàêàìè ÿâëÿþòñÿ: êîæíûé çóä è ïîâûøåííàÿ êîæíàÿ ðåàêòèâíîñòü. Äëÿ çóäà õàðàêòåðíû åãî ïîñòîÿííîñòü â òå÷åíèå äíÿ, à òàêæå åãî óñèëåíèå óòðîì è íî÷üþ. Çóä íàðóøàåò ñîí ðåáåíêà, ïîÿâëÿåòñÿ ðàçäðàæèòåëüíîñòü, íàðóøàåòñÿ êà÷åñòâî æèçíè, îñîáåííî ó ïîäðîñòêîâ, ïîÿâëÿåòñÿ òðóäíîñòü ê îáó÷åíèþ. Êîæíûå ïðîÿâëåíèÿ ïðè àòîïè÷åñêîì äåðìàòèòå õàðàêòåðèçóþòñÿ ñèëüíûì çóäîì, ýðèòåìàòîçíûìè ïàïóëàìè íà ôîíå ãèïåðåìèðîâàííîé êîæè, êîòîðûå ñîïðîâîæäàþòñÿ ðàñ÷åñàìè è ñåðîçíûì ýêññóäàòîì. Ýòî õàðàêòåðíî äëÿ îñòðîãî äåðìàòèòà.
Ïðè ïîäîñòðîì òå÷åíèè ïîÿâëÿþòñÿ ýðèòåìàòîçíûå ýëåìåíòû, ïîêðûòûå êîðî÷êîé.
 ñëó÷àå õðîíè÷åñêîãî òå÷åíèÿ çàáîëåâàíèÿ íàáëþäàþòñÿ òàêèå ÿâëåíèÿ, êàê: óòîëùåíèå êîæè, ñóõîñòü êîæè, âûðàæåííîñòü êîæíîãî ðèñóíêà è ôèáðîçíûå ïàïóëû.
Ëîêàëèçàöèÿ âûñûïàíèé çàâèñèò îò âîçðàñòà è ñòåïåíè õðîíè÷åñêîãî òå÷åíèÿ àòîïè÷åñêîãî äåðìàòèòà.  ãðóäíîì âîçðàñòå âûñûïàíèÿ ðàñïîëàãàþòñÿ â îáëàñòè ëèöà è ÿãîäèö, ïîñëå äåñÿòè ìåñÿöåâ âûñûïàíèÿ ëîêàëèçóþòñÿ íà ðàçãèáàòåëüíûõ ïîâåðõíîñòÿõ êîíå÷íîñòåé, ó ïîäðîñòêîâ âûñûïàíèÿ ðàñïîëàãàþòñÿ íà ñãèáàõ ðóê è íîã â îáëàñòè ëîêòåâûõ è êîëåííûõ ñóñòàâîâ, à òàêæå íà øåå. Ïðè óõóäøåíèè ñîñòîÿíèè ñûïü ïîÿâëÿåòñÿ è íà äðóãèõ ó÷àñòêàõ êîæè.
Äèàãíîç àòîïè÷åñêîãî äåðìàòèòà îñíîâûâàåòñÿ íà îñíîâàíèè æàëîá, ñâåäåíèé, ÷åòêî óêàçûâàþùèõ íà ñâÿçü îáîñòðåíèÿ çàáîëåâàíèÿ ñ ïðè÷èííî-çíà÷èìûì àëëåðãåíîì, îïðåäåëåíèè êëèíè÷åñêèõ ñèìïòîìîâ äåðìàòèòà, íàëè÷èè ôàêòîðîâ, ïðîâîöèðóþùèõ îáîñòðåíèå çàáîëåâàíèÿ àëëåðãåííûõ è íåàëëåðãåííûõ. Äëÿ äèàãíîñòèêè ïðîâîäÿò ñïåöèàëüíîå àëëåðãîëîãè÷åñêîå îáñëåäîâàíèå, êîòîðîå âêëþ÷àåò àíàëèç àíàìíåñòè÷åñêèõ äàííûõ, îïðåäåëåíèå ñïåöèôè÷åñêèõ àíòèòåë ê àëëåðãåíó â ñîñòàâå IgE, ïîñòàíîâêó êîæíûõ ïðîá.
Óðîâåíü èììóíîãëîáóëèíà Å ê ðàçëè÷íûì àëëåðãåíàì îïðåäåëÿþò â êðîâè ñ ïîìîùüþ èììóíîôåðìåíòíîãî èëè ðàäèîèììóííîãî ìåòîäà. Ðåçóëüòàòû âûðàæàþòñÿ â áàëëàõ îò íóëÿ äî ÷åòûðåõ. Ïîâûøåíèå óðîâíÿ IgE ê àëëåðãåíó â äâà áàëëà è áîëüøå ïîäòâåðæäàåò íàëè÷èå ñåíñèáèëèçàöèè.
Îñíîâíûì ìåòîäîì äèàãíîñòèêè ÿâëÿþòñÿ ýëèìèíàöèîííî-ïðîâîêàöèîííûå ïðîáû. Â ïðàêòèêå ïðèìåíÿåòñÿ îòêðûòàÿ ïðîáà, ïðè êîòîðîé ïðîäóêò äàþò áîëüíîìó è íàáëþäàþò çà ðåàêöèåé.
Ïðîòèâîïîêàçàíèÿìè ê ïîñòàíîâêå ïðîâîêàöèîííûõ ïðîá ìîãóò áûòü:
1) íåìåäëåííàÿ ðåàêöèÿ â òå÷åíèå 3 ìèí äî 2 ÷ ïîñëå åäû, èëè êîíòàêòà ñ ïàðàìè, âîçäåéñòâèåì íà êîæó;
2) àíàôèëàêòè÷åñêèé øîê, îòåê Êâèíêå â àíàìíåçå, ïðèñòóï áðîíõèàëüíîé àñòìû;
3) òÿæåëîå ñîìàòè÷åñêîå çàáîëåâàíèå;
4) íàëè÷èå èíôåêöèîííîãî çàáîëåâàíèÿ.
Ïðîâîêàöèîííûå ïðîáû ïðîâîäÿòñÿ âíå îáîñòðåíèÿ çàáîëåâàíèÿ.
Ëå÷åíèå. Àëëåðãè÷åñêèé äåðìàòèò ëå÷èòñÿ êîìïëåêñíî. Íà ïåðâîì ìåñòå íàõîäÿòñÿ ýëèìèíàöèÿ ïðè÷èííî-çíà÷èìûõ àëëåðãåíîâ, êîòîðàÿ îñóùåñòâëÿåòñÿ íà îñíîâàíèè ðåçóëüòàòîâ àëëåðãîëîãè÷åñêîãî îáñëåäîâàíèÿ.
Ñòàíäàðòíîé ýëèìèíàöèîííîé äèåòû íå ñóùåñòâóåò.  ñâÿçè ñ ýòèì ïðè âûÿâëåíèè ãèïåð÷óâñòâèòåëüíîñòè ïàöèåíòà ê îïðåäåëåííûì ïèùåâûì ïðîäóêòàì íàçíà÷àþò îïðåäåëåííóþ ýëèìèíàöèîííóþ äèåòó. Ïðè îòñóòñòâèè â òå÷åíèå äåñÿòè äíåé ïîëîæèòåëüíîé äèíàìèêè äèåòó ïåðåñìîòðåòü. Äåòÿì ýëèìèíàöèîííàÿ äèåòà íàçíà÷àåòñÿ íà 6-8-ì ìåñÿöàõ, çàòåì îíà ïåðåñìàòðèâàåòñÿ, òàê êàê ñ âîçðàñòîì ìåíÿåòñÿ ÷óâñòâèòåëüíîñòü ê àëëåðãåíàì.
Ýëèìèíàöèîííàÿ äèåòà â ðàííåì äåòñêîì âîçðàñòå.  äèåòå ó äåòåé äî ïîëóòîðà ëåò èñêëþ÷àþòñÿ íàèáîëåå àëëåðãåííûå ïðîäóêòû, òàêèå êàê: ÿéöà, ðûáà, ìîðåïðîäóêòû, ãîðîõ, îðåõè, ïøåíî.
Íàçíà÷àþòñÿ áåçìîëî÷íûå ñìåñè â ñëó÷àÿõ, åñëè ó ðåáåíêà àëëåðãèÿ íà êîðîâüå ìîëîêî.
Íàçíà÷àþòñÿ ñìåñè íà îñíîâå ãèäðîëèçàòà áåëêà.
Ðåáåíîê äîëæåí íàõîäèòüñÿ íà ãðóäíîì âñêàðìëèâàíèè íå ìåíåå, ÷åì äî øåñòè ìåñÿöåâ.
Êîðìÿùàÿ ìàòü îáÿçàíà èñêëþ÷èòü èç ñâîåãî ðàöèîíà ïðîäóêòû, ê êîòîðûì âûÿâëåíà ãèïåð÷óâñòâèòåëüíîñòü ó ðåáåíêà.
Ïðèêîðì äåòÿì íàçíà÷àåòñÿ íå ðàíåå 6 ìåñÿöåâ.
Òàáëèöà 31
Ïðèìåðíûé ñðåäíåñóòî÷íûé íàáîð ïðîäóêòîâ ãèïîàëëåðãåííîé äèåòû äëÿ êîðìÿùèõ ìàòåðåé, äåòè êîòîðûõ ñòðàäàþò àëëåðãè÷åñêèì äåðìàòèòîì (â ñðàâíåíèè ñ ôèçèîëîãè÷åñêîé äèåòîé)
Îêîí÷àíèå òàáë. 31
Òàáëèöà 32
Ïðèìåðíûé ñðåäíåñóòî÷íûé íàáîð ïðîäóêòîâ íåñïåöèôè÷åñêîé ãèïîàëëåðãåííîé äèåòû äëÿ äåòåé ÷åòûðåõ âîçðàñòíûõ ãðóïï
Îêîí÷àíèå òàáë. 32
Ïðè äåðìàòèòå, âîçíèêàþùåì íà äîìàøíþþ ïûëü, ïðîâîäÿòñÿ ñëåäóþùèå ìåðîïðèÿòèÿ:
1) ðåãóëÿðíàÿ âëàæíàÿ óáîðêà;
2) ìàòðàñû è ïîäóøêè ïîêðûâàþòñÿ ïëàñòèêîâûìè êîíâåðòàìè íà ìîëíèè;
3) ïîñòåëüíîå áåëüå åæåíåäåëüíî ñòèðàåòñÿ â ãîðÿ÷åé âîäå;
4) ïîäóøêè äîëæíû èìåòü ñèíòåòè÷åñêèé íàïîëíèòåëü è ïîêðûâàòüñÿ äâóìÿ íàâîëî÷êàìè;
5) ìåáåëü â êâàðòèðå äîëæíà áûòü èç äåðåâà, êîæè, âèíèëà;
6) áîëüíûì íå ðàçðåøàåòñÿ ïðèñóòñòâîâàòü ïðè óáîðêå ïîìåùåíèÿ;
7) ïðè èñïîëüçîâàíèè êîíäèöèîíåðîâ äîëæíà áûòü ðåãóëÿðíîé òåìïåðàòóðà, íå äîëæíû ïðèìåíÿòüñÿ óâëàæíèòåëè è èñïàðèòåëè áåç êîíòðîëÿ âëàæíîñòè â ïîìåùåíèè.
 ñëó÷àå àëëåðãèè ê ïëåñíåâûì ãðèáêàì ïðîâîäÿòñÿ ñëåäóþùèå ýëèìèíàöèîííûå ìåðîïðèÿòèÿ:
1) ïðè óáîðêå âàííîé êîìíàòû íåîáõîäèìî íå ìåíåå ÷åì îäèí ðàç â ìåñÿö ïðèìåíÿòü ñðåäñòâà, ïðåäóïðåæäàþùèå ðîñò ïëåñåíè;
2) íà êóõíå óñòàíàâëèâàåòñÿ âûòÿæêà äëÿ óäàëåíèÿ âëàãè ïðè ïðèãîòîâëåíèè ïèùè;
3) áîëüíûì íå ðàçðåøàåòñÿ êîñèòü òðàâó, óáèðàòü ëèñòüÿ.
Ìåðû ïî ïðåäóïðåæäåíèþ ýïèäåðìàëüíîé ñåíñèáèëèçàöèè:
1) íå ðåêîìåíäóåòñÿ íîñèòü îäåæäó, â ñîñòàâ êîòîðîé âõîäÿò øåðñòü, íàòóðàëüíûé ìåõ;
2) ðåêîìåíäóåòñÿ èçáåãàòü ïîñåùåíèÿ çîîïàðêà, öèðêà, êâàðòèð, ãäå èìåþòñÿ äîìàøíèå æèâîòíûå;
3) â ñëó÷àå ïîïàäàíèÿ æèâîòíîãî â ïîìåùåíèå, íåîáõîäèìî ïîñëå åãî óäàëåíèÿ íåîäíîêðàòíî ïðîâåñòè âëàæíóþ óáîðêó.
Ïðè ïûëüöåâîé àëëåðãèè ïðîâîäÿòñÿ ñëåäóþùèå ìåðîïðèÿòèÿ:
1) ïðè öâåòåíèè ïëîòíî çàêðûâàþò îêíà è äâåðè;
2) îãðàíè÷èâàþòñÿ ïðîãóëêè;
3) íà ïåðèîä ïûëåíèÿ ìåíÿåòñÿ ìåñòî ïðîæèâàíèÿ;
4) çàïðåùàåòñÿ èñïîëüçîâàòü ðàñòèòåëüíûå êîñìåòè÷åñêèå ñðåäñòâà;
5) íå ðåêîìåíäóåòñÿ ïðîâîäèòü ëå÷åíèå ðàñòèòåëüíûìè ïðåïàðàòàìè.
Ëåêàðñòâåííîå ëå÷åíèå
Äëÿ ëå÷åíèÿ àòîïè÷åñêîãî äåðìàòèòà ïðèìåíÿþòñÿ ñðåäñòâà, áëîêèðóþùèå îòäåëüíûå çâåíüÿ àëëåðãè÷åñêèõ ðåàêöèé:
1) àíòèãèñòàìèííûå ïðåïàðàòû;
2) ìåìáðàíîòðîïíûå ïðåïàðàòû;
3) ãëþêîêîðòèêîèäû.
 êîìïëåêñíîì ëå÷åíèè ïðèìåíÿþòñÿ ýíòåðîñîðáèòû, ñåäàòèâíûå ñðåäñòâà, ïðåïàðàòû, óëó÷øàþùèå èëè âîññòàíàâëèâàþùèå ôóíêöèþ ïèùåâàðåíèÿ, ôèçèîòåðàïèÿ.
Ïðè ëå÷åíèè àòîïè÷åñêîãî äåðìàòèòà ó÷èòûâàåòñÿ âîçðàñò, ñòàäèÿ çàáîëåâàíèÿ, îñîáåííîñòè êëèíè÷åñêèé êàðòèíû, òÿæåñòü, ðàñïðîñòðàíåííîñòü ïàòîëîãè÷åñêîãî ïðîöåññà, îñëîæíåíèÿ è ñîïóòñòâóþùèå ïàòîëîãèè.
Àíòèãèñòàìèííûå ïðåïàðàòû. Îñíîâíûì ìåõàíèçìîì äåéñòâèÿ àíòèãèñòàìèííûõ ïðåïàðàòîâ ÿâëÿåòñÿ áëîêàäà âîñïàëèòåëüíîãî ïðîöåññà, âûçâàííîãî ñâÿçûâàíèåì IgE àíòèòåë ñ àëëåðãåíîì. Àíòèãèñòàìèííûå ïðåïàðàòû áëîêèðóþò ãèñòàìèíîâûå Í1-ðåöåïòîðû, ÷òî ñíèæàåò âûðàæåííîñòü îòåêà, ãèïåðåìèè, çóäà. Ïîñëåäíèé ñèìïòîì çóä, íå âñåãäà èñ÷åçàåò íà ôîíå ýòîé òåðàïèè. Ïðè íàçíà÷åíèè àíòèãèñòàìèííûõ ïðåïàðàòîâ ó÷èòûâàþòñÿ îñîáåííîñòè ìåõàíèçìà èõ äåéñòâèÿ. Òàê, ïðåïàðàòû ïåðâîãî ïîêîëåíèÿ îáëàäàþò ñåäàòèâíûì äåéñòâèåì.  ñâÿçè ñ ýòèì îíè íå íàçíà÷àþòñÿ äåòÿì øêîëüíîãî âîçðàñòà â ñâÿçè ñ òåì, ÷òî ïðè èõ ïðèìåíåíèè ñíèæàþòñÿ êîíöåíòðàöèÿ âíèìàíèÿ, ñïîñîáíîñòü ñîñðåäîòî÷èòüñÿ.  ñâÿçè ñî ñíèæåíèåì ýôôåêòèâíîñòè ïðåïàðàòîâ ïåðâîãî ïîêîëåíèÿ ïðè äëèòåëüíîì èõ ïðèìåíåíèè, ðåêîìåíäóåòñÿ èõ ñìåíà êàæäûå 7-10 äíåé èëè íàçíà÷àòü ïðåïàðàòû âòîðîãî ïîêîëåíèÿ. Ïðè õðîíè÷åñêîì òå÷åíèè ïðîöåññà, ïðè âûðàæåííîé ýîçèíîôèëèè íàçíà÷àþò öåòèðèçèí, êëàðèòèí (ïðåïàðàòû ïðîëîíãèðîâàííîãî äåéñòâèÿ Í1-áëîêàòîðû âòîðîãî ïîêîëåíèÿ). Îíè èìåþò âûñîêóþ ñïåöèôè÷íîñòü, íà÷èíàþò äåéñòâîâàòü ÷åðåç 30 ìèí, îñíîâíîé ýôôåêò ïðîäîëæàåòñÿ äî 24 ÷, íå âîçäåéñòâóþò íà äðóãèå âèäû ðåöåïòîðîâ, à òàêæå îíè íå ïðîíèêàþò ÷åðåç ãåïàòîýíöåôàëè÷åñêèé áàðüåð.
Ïðèìåíåíèå êîðòèêîñòåðîèäîâ. Ïðèìåíåíèå ãëþêîêîðòèêîèäîâ ïåðîðàëüíî ïîêàçàíî ïðè êðàéíå òÿæåëîì òå÷åíèè àëëåðãè÷åñêîãî äåðìàòèòà. Îíè íàçíà÷àþòñÿ â ýòèõ ñëó÷àÿõ ìåñòíî. Ïðè ìåñòíîì ïðèìåíåíèè êîðòèêîñòåðîèäû ïîäàâëÿþò êîìïîíåíòû àëëåðãè÷åñêîãî âîñïàëåíèÿ, âûäåëåíèå ìåäèàòîðîâ, ìèãðàöèþ êëåòîê â îáëàñòü ïîðàæåíèÿ êîæè, îíè âûçûâàþò ñóæåíèå ñîñóäîâ, óìåíüøàþò îòåê. Îíè ñíèìàþò ÿâëåíèÿ äåðìàòèòà â îñòðîì è õðîíè÷åñêîì ïåðèîäàõ.
 íàñòîÿùåå âðåìÿ ðàçðàáîòàíà ñåðèÿ ïðåïàðàòîâ, äîñòàòî÷íî áåçîïàñíûõ äëÿ ïðèìåíåíèÿ ó äåòåé: â âèäå ëîñüîíîâ, êðåìîâ, ìàçåé. Ðåêîìåíäóåòñÿ ïðèìåíåíèå òàêèõ ñðåäñòâ, êàê àäâàíòàí è äð. Åãî èñïîëüçóþò ñ 4ìåñÿöåâ è â ðàçëè÷íûõ âèäàõ. Ýôôåêòèâíûì ÿâëÿåòñÿ ýëîêîì. Îí íå âûçûâàåò ñèñòåìíîãî äåéñòâèÿ, è åãî ìîæíî ïðèìåíÿòü îäèí ðàç â ñóòêè, åãî ýôôåêò îáíàðóæèâàåòñÿ óæå â ïåðâûå äíè.
Ïðè âûáîðå êîðòèêîñòåðîèäíûõ ñðåäñòâ íåîáõîäèìî ñòðåìèòüñÿ ëèêâèäàöèè îñòðûõ ñèìïòîìîâ àòîïè÷åñêîãî äåðìàòèòà â êîðîòêèå ñðîêè. Íåñìîòðÿ íà ðèñê âîçíèêíîâåíèÿ ïîáî÷íûõ ýôôåêòîâ, êîðòèêîñòåðîèäíûå ïðåïàðàòû ÿâëÿþòñÿ îñíîâíûìè â ëå÷åíèè àòîïè÷åñêîãî äåðìàòèòà.
Òàáëèöà 33
Êëàññèôèêàöèÿ òîïè÷åñêèõ êîðòèêîñòåðîèäîâ ïî ñòåïåíè àêòèâíîñòè (Ñìîëêèí Þ. Ñ., 2003)
Îêîí÷àíèå òàáë. 33
Íàèáîëåå ýôôåêòèâíûìè ÿâëÿþòñÿ ?-ìåòàçîíñîäåðæàùèå ìàçè, ïðèìåíåíèå êîòîðûõ äëèòåëüíîå âðåìÿ íå ðåêîìåíäóåòñÿ. Ê òàêèì ñðåäñòâàì îòíîñèòñÿ àêðèäåðì. Àêðèäåðì è àêðèäåðì ÃÊ îáëàäàþò óâëàæíÿþùèì äåéñòâèåì è ïðåäîòâðàùàþò âûñûõàíèå êîæè.  ñîñòàâ àêðèäåðìà Ñ âõîäèò ñàëèöèëîâàÿ êèñëîòà, êîòîðàÿ ðàçìÿã÷àåò è îòøåëóøèâàåò ÷åøóéêè ýïèäåðìèñà. Êîìáèíèðîâàííûé ïðåïàðàò àêðèäåðì ÃÊ ñîäåðæèò â ñâîåì ñîñòàâå ãåíòàìèöèí (àíòèáèîòèê) è ïðîòèâîãðèáêîâîå ñðåäñòâî. Îí îêàçûâàåò àíòèáàêòåðèàëüíûé è ïðîòèâîãðèáêîâûé ýôôåêò.
Ïðîòèâîïîêàçàíèÿìè ê íàçíà÷åíèþ àêðèäåðìà ÿâëÿþòñÿ:
1) ÷óâñòâèòåëüíîñòü ê ïðåïàðàòó;
2) òóáåðêóëåç êîæè;
3) âèðóñíàÿ èíôåêöèÿ êîæè;
4) âàêöèíàöèÿ;
5) ïåðîðàëüíûé äåðìàòèò;
6) ðîçîâûå óãðè;
7) âîçðàñò ðåáåíêà äî 1 ãîäà;
8) íå ïðèìåíÿåòñÿ íà ëèöå, øåå, â åñòåñòâåííûõ ñêëàäêàõ.
Òàáëèöà 34
Ëåêàðñòâåííûå ôîðìû àêðèäåðìà (Å. Â. Ìàòóøåâñêèé).
Ïðè ëå÷åíèè àòîïè÷åñêîãî äåðìàòèòà ó äåòåé ïðèìåíÿþòñÿ è ïðîòèâîâîñïàëèòåëüíûå íàðóæíûå ñðåäñòâà: ñåðà, äåãîòü, ËÑÄ-3, ïåðóàíñêèé áàëüçàì, ãëèíà.
 ñâÿçè ñ ñóõîñòüþ êîæè ðåêîìåíäóåòñÿ îáåñïå÷èòü âëàæíîñòü îêðóæàþùåé ñðåäû. Ïîñëå êóïàíèÿ íåîáõîäèìî íàíåñòè íà ïîðàæåííóþ êîæó ëå÷åáíûå ñðåäñòâà, íà îñòàëüíóþ ÷àñòü òåëà óâëàæíÿþùèå êðåìû.
Ìûòü ðåáåíêà íåîáõîäèìî ïðîõëàäíîé âîäîé (íå ðåêîìåíäóåòñÿ ïðîäîëæèòåëüíûå êóïàíèÿ è ãîðÿ÷àÿ âîäà, ïðèìåíÿòü ñïåöèàëüíûå øàìïóíè òèïà Ôðèäåðìäåãîòü, Ôðèäåðì öèíê, Ôðèäåðì ðÍ-áàëàíñ.
Ïðè âòîðè÷íîì èíôèöèðîâàíèè êîæè ïðèìåíÿþòñÿ â âèäå ìàçåé ïàñòû, ñîäåðæàùèå 35%-íîãî ýðèòðîìèöèíà. Îáðàáîòêà êîæè ðàñòâîðàìè áðèëëèàíòîâîãî çåëåíîãî, ìåòèëåíîâîãî ñèíåãî.
Ïðè ãðèáêîâîé èíôåêöèè íàçíà÷àþò êðåìû Íèçîðàë, Êëîòðèìàçîë è äð.
Ñòîéêèé êëèíè÷åñêèé ýôôåêò ïðè àòîïè÷åñêîì äåðìàòèòå âîçíèêàåò ïðè ïðàâèëüíîì ñî÷åòàíèè ýëèìèíàöèè àëëåðãåíà, ó÷åòå âñåõ ôàêòîðîâ ìåõàíèçìà ðàçâèòèÿ çàáîëåâàíèÿ, ïðèìåíåíèè ìåñòíî ãëþêîêîðòèêîñòåðîèäîâ, êîððåêöèè íåéðîâåãåòàòèâíûõ äèñôóíêöèé.
Источник