Публичное лицо социальная кожа личности

Публичное лицо социальная кожа личности thumbnail

Pages:     | 1 |   …   | 4 | 5 |

| 7 | 8 |   …   | 14 |

Персона (от лат. “маска”) — публичное лицо, “социальная кожа личности”, т. е. то, как мы проявляем себя по отношению к другим людям. Персона как архетип необходима человеку, но есть опасность, что она может стать источником деградации личности, подменяя собой внутреннее “Я”.

Тень – бессознательная противоположность тому, что индивид утверждает в сознании. Тень содержит неприемлемые сексуальные и агрессивные импульсы, аморальные мысли и страсти. В то же время Тень – это и источник жизненной силы, творческого начала. Функция Эго, согласно Юнгу, направлять в нужное русло энергию Тени, обуздывать пагубную сторону своей натуры. “Встреча с собственной тенью” – это необходимый этап развития личности. Человек начинает замечать у себя (к своему стыду) те качества, которые он различал у других:

безответственность, жадность, эгоизм, прожектерство, трусость и т. д. и принимается за длительную и болезненную работу по самовоспитанию.

Юнг считал, что бессознательное наделено чертами другого пола, а человек в его целостности – двуполое существо (андрогин).

Анима – это бессознательная женская сторона личности мужчины (символы: мать, женщина, душа, дева Мария), соответственно Анимус – внутренний образ мужчины в женщине (символы: отец, мужчина, герой, Иисус Христос).

Рассмотрим более детально архетип Анимы. Анима – это воплощение всего женственного в психике мужчины (чувственность, непоследовательность, восприимчивость к иррациональному). Анима мужчин формируется под влиянием матери, и имеет как позитивные, так и негативные черты.

Негативный образ Анимы может проявляться у мужчин в раздраженных, подавленных настроениях, состоянии неуверенности, повышенной возбудимости, излишней сентиментальности и обидчивости, в склонности предаваться разрушительным иллюзиям, обнаруживаться в форме язвительных реплик, обесценивающих все и т. д. Не случайно в сказаниях многих культур действуют девы-отравительницы, безобразные ведьмы, сирены, русалки, которые стремятся всячески навредить герою.

У мужчин благодаря позитивной Аниме возможен верный выбор супруги. Анима дает способность мужчинам любить, быть внимательным и чутким по отношению к своим близким.

Архетипическая природа Анимы придает ей судьбоносное качество, которое объясняет непреодолимую и подавляющую силу влюбленности. Например, мужчина, влюбляющийся с первого взгляда, может воспринимать реальную женщину как своего рода богиню и приписывать ей сверхчеловеческую власть, положительную или отрицательную. Так, дама, служению которой рыцарь средневековья посвящал себя и для которой совершал героические поступки, олицетворяла Аниму.

Важность функции Анимы проявляется также в том, что с ее помощью мужчина открывает себе путь к внутреннему «Я», она ведет мужчину к жизни в самом подлинном смысле — к эмоциональной и страстной жизни, к духовному самооткрытию.

Когда логическое мышление уже не способно различить скрытые в подсознании факты, Анима становится внутренним проводником.

Юнг считает, что женщина более способна на контакт с подсознанием, чем мужчина. Не случайно, считают юнгианцы, в древности для разгадывания воли богов и установления связи с ними использовались именно жрицы (подобно греческой Сивилле).

Наглядный пример восприятия Анимы как внутреннего персонажа мужской психики обнаруживается у знахарей и прорицателей (шаманов) северных племен. Некоторые из них носят женскую одежду, либо изображают на своей одежде женские груди, чтобы показать женскую сторону своей природы, позволяющую связываться со «страной духов» (с подсознанием).

Анима, как и многие другие архетипы, имеет четырехуровневую структуру, то есть в своем развитии проходит четыре стадии. Первый уровень Анимы лучше всего символизирует образ Евы: только инстинктивные и биологические связи. На второй стадии она олицетворяет романтический и эстетический уровень, которому еще присущи черты сексуальности (романтическая героиня): Наташа Ростова в «Войне и мире», Татьяна в «Онегине», Елена в «Фаусте»). Аниму третьей степени олицетворяет Дева Мария — образ, поднимающий любовь (эрос) до вершин духовной преданности. В Китае образом, аналогичным образу Марии, является богиня Гуань Инь, в Индии этот архетип представлен богинями Шакти, Парвати, Рати, у мусульман – дочь Мухаммада Фатима. Четвертый уровень — высшая мудрость, воплощение смысла (богиня мудрости Афина-Паллада, Суламифь в Песне Песней Соломона, Мона Лиза). Последней стадии развития Анимы в психическом развитии достигают единицы, многие же останавливаются в силу своей неразвитости и инфантильности в восприятии жизни только на первой.

Архетипы Анима и Анимус на протяжении множества веков эволюционировали в коллективном бессознательном в процессе взаимодействия полов. Многие мужчины до некоторой степени “феминизировались”, а для женщин явился верным обратный процесс. Так, например, женщина, «страдающая под гнетом Анимуса», может реагировать и вести себя как «демонический мужчина», то есть она может стать авторитарной, упрямой и сверхлогичной. Юнг настаивал, что для развития личности эти, как и другие архетипы, должны быть выражены гармонично, не нарушая общего баланса взаимодействия.

Самость – наиболее важный архетип – это сердцевина личности, вокруг которой организованы и объединены все другие элементы. Когда достигнута интеграция всех аспектов души, человек ощущает, единство, гармонию и целостность. Развитие Самости – главная цель жизни человека. Основной символ Самости — мандала и ее многочисленные разновидности: абстрактный круг, нимб святого (психолог заимствовал на Востоке этот термин, чтобы описать такой образ, как круг, вмещающий все стороны психической жизни в соединении противоположностей).

По Юнгу, символы мандалы и ее разновидности можно обнаружить в снах, фантазиях, мифах, в религиозном и мистическом опыте. Юнг предполагал, что архетипические образы и идеи часто отражаются в сновидениях, а также нередко встречаются в культуре в виде символов, используемых в живописи, литературе и религии. В особенности он подчеркивал, что символы, характерные для разных культур, часто обнаруживают поразительное единство, потому что они восходят к общим для всего человечества архетипам. Например, во многих культурах ему встречались изображения мандалы (абстрактного круга), являющиеся символическими воплощениями единства и целостности “Я”. Будь это примитивный культ солнца или нимб христианского святого, абстрактный круг дзен-буддизма или «солнечное колесо» эпохи неолита, сферические построения астрономов или градостроительные планы древних городов, — этот символ всегда указывает на важнейший аспект жизни – ее абсолютную завершенность.

Многие психокультурные феномены (совпадение событий у близнецов, смерть родственника и тревожный сон, проявление сверхинтуиции) Юнг связывает с архетипами, которые иногда проявляются как ментально, так и физически. Юнг упоминает случай с философом Сведенборгом, когда он пережил видение пожара, находясь вне Швеции, в тот самый момент, когда пожар действительно бушевал в Стокгольме. По мнению Юнга, иногда определенные изменения в психике делают возможным через коллективное бессознательное перейти к «абсолютному знанию» – к области, где преодолеваются границы пространства и времени.

Так, в состоянии транса человек может проявлять способности и демонстрировать знания, отсутствующие у него в нормальном состоянии. Он приводит пример с его дальней родственницей, которая в трансе разговаривала на языке, которого не знала, и изложила концепцию гностиков — валентиниан II в. Подобные и другие феномены, присутствующие в различных культурах и зафиксированные другими исследователями, можно объяснить, лишь прибегнув к концепции коллективного бессознательного Юнга.

Читайте также:  Белая кожа лица признак

Юнг считает, что легенда о грехопадении содержит в себе глубокий смысл. Это выражение неясного ощущения, что освобождение сознания представляет собой дьявольское деяние.

“Вся история человечества изначально состоит в споре чувства неполноценности и высокомерия. Мудрость ищет середину и платит за это рискованное предприятие сомнительным родством с демоном и зверем и потому страдает моральной двусмысленностью”. Первобытный человек, отрываясь от материприроды, переживает этот разрыв как грехопадение. По мере развития сознания, он все дальше отдаляется от природного бессознательного. Потому растет напряжение человеческой жизни.

Исходя из созданной им теории психологических типов (экстраверт — интроверт), Юнг подвергает сравнительному анализу типы культур. Согласно воззрениям ученого, существует два типа мышления — логическое и интуитивное. Первому отдает приоритет западная культурная традиция. В традиционных культурах, в том числе в странах Востока и Индии мышление осуществляется не в словесных рассуждениях, как в Европе, а в виде потока образов.

Если Европа шла по пути развития экстравертного мышления, обращенного вовне, во внешний мир, то, например, Индия, является культурой интровертного мышления, направленного внутрь сознания. Интуитивное мышление непродуктивно для развития современной культуры, однако оно незаменимо для творчества, мифологии, религии.

Многие художники, философы, ученые обязаны своими лучшими идеями вдохновению, которое, по мнению швейцарского психолога, внезапно появилось из бессознательного. Юнг приводит примеры: “…французский математик Пуанкаре и химик Кукуле обязаны своими важными научными открытиями (что признают они сами) внезапным откровением из бессознательного.

Английский писатель Р. Л. Стивенсон потратил годы в поисках истории, которая иллюстрировала бы его “сильное чувство двойственности человеческого бытия”, когда вдруг во сне ему открылся сюжет “ Доктора Джекила и мистера Хайда”.

Так, Юнг говорит о бездне разделяющей первую и вторую части «Фауста» Гете в своей работе «Психология и литература».

Первая часть – это психологический вид художественного творчества, почерпнутый из сознательной жизни человека- с его опытом, эмоциями, страстями, судьбой. Здесь нет работы для психолога – трагедия любви Гретхен вполне сама себя объясняет.

Подобные темы повторяются миллионы раз, они иллюстрируют основные черты человеческого существования.

Вторая часть – это провидческий вид художественного творчества, видение, опыт, не поддающийся человеческому пониманию, открывающий первоначала человеческой психики.

Феноменальное богатство воображения автора не предоставляет возможность что-нибудь объяснить, каждая строчка требует интерпретации. Великое искусство похоже на сон: несмотря на кажущуюся ясность, оно не объясняет себя, оно всегда двусмысленно. Сон выводит образ так же, как природа позволяет растению развиваться – делать заключения приходится нам самим.

Так художник, погружаясь в глубины коллективной психики, по Юнгу, достигает вершин общечеловеческой культуры, и это позволяет ему поделиться своими чувствами и чаяниями со всем человечеством.

В культурах интровертного мышления высоко ценят опыт сновидений, галлюцинаций, видений, ритуалов с экстатической составляющей. Это дает возможность вступить в контакт с коллективным бессознательным и удерживать равновесие сознательного и бессознательного.

Некоторые архетипы, по Юнгу, связаны с характерными особенностями национальной жизни и представляют собой своего рода первоэлементы структуры национального менталитета. В известном эссе «Вотан» (1936) Юнг обращается к анализу происхождения нацистского режима в Германии. Он постулирует, что в менталитете немцев присутствуют глубоко укорененные бессознательные деструктивные импульсы насилия, архетипическим выражением которых является Вотан – древний германский языческий бог. Вотан, неистовый воитель – это лишённый покоя путешественник, который творит беспокойство и вызывает ссоры и разрушения то там, то здесь. С другой стороны, он действует магически, понимает руны и может толковать судьбу, является покровителем поэзии. Этот архетип был когда-то укрощен христианством, но он не исчез, а лишь ушел в глубины бессознательного. Но истинным богом немцев все же, считает Юнг, остался Вотан, а не Христос. Он просто исчез, когда время обернулось против него, и был невидим более тысячи лет, что означает, что действовал он лишь анонимно и косвенно. «Вотан — это основополагающая характеристика немецкой души, иррациональный, психический её фактор, действующий как циклон на высокое давление цивилизации и сметающий её прочь».

С упадком христианства и глубоким кризисом государства, немецкий национальный дух возвратился к самому себе и приход нацистов к власти, по сути, явился закономерным процессом.

Выпячивание немецкой, т. е. арийской, расы, акцент на кровь и связь с землёй, возвращенные к жизни народных обычаев, образ пророка Иисуса в виде белокурого и голубоглазого героя, появление дьявола еврейского или масонского сорта, презрение к «низшим» расам, интерес к мистицизму — все эти симптомы, по Юнгу, означали одно: народный бог уже вступил во «владение» немцами.

Вотан – это Одержащий людей, тот который побуждает и делает людей одержимыми и отсюда объяснимо немыслимое цивилизованному разуму обожествление Гитлера немцами.

Превращение маниакальной личности Гитлера в эго-символ целого народа в итоге привело к коллективному психическому заболеванию.

В другой своей работе “Психология бессознательного” о вторжении архетипов в жизнь социума Юнг говорит следующее:

“… мы, конечно, бессознательно живем в неком мире оборотней, демонов, колдунов и т. д. … необходимо проводить как можно более четкое разделение между тем, что можно приписать личности и сверхличным… У наивных людей эти вещи никогда не отделялись от индивидуального сознания, т. к. эти боги, демоны понимались не как душевные проекции и как содержания бессознательного, но как сами собой разумеющиеся реальности. Лишь в эпоху Просвещения обнаружили, что боги все же не существуют в действительности, а являются проекцией. Тем самым с ними было покончено. Однако не было покончено с соответствующей им психической функцией, напротив, она ушла в сферу бессознательного, из-за чего люди сами оказались отравленными избытком либидо (Юнг понимал под либидо творческую энергию), который прежде находил в себе применение в культе идолов». Мнение атеиста Юнга о религии демонстрирует позицию уважения. Религия рассматривается им как бережное отношение человека к высшим силам, т. е. к тому, что является духовной и психологической доминантой (архетипам) в индивидуальном сознании. Это тот самый внутренний мир, который нуждается во внимании и уважении, если индивидуум намерен идти по пути гармоничного психологического развития.

Иначе, считает Юнг «… Обратный поток либидо чрезвычайно усиливает бессознательное, и оно начинает оказывать на сознание мощное влияние своими архаичными коллективными содержаниями. Период Просвещения, как известно, закончился ужасами Французской революции. И сейчас мы тоже переживаем снова это возмущение бессознательных деструктивных сил коллективной психики. Результатом было невиданное прежде массовое убийство. Это именно то, к чему стремилось бессознательное…» Таким образом, социально-политический кризис западно — европейских стран Юнг объясняет вторжением архетипов в жизнь общества. “Я даже думаю, что психические опасности куда страшней эпидемий и землетрясений. Средневековые эпидемии бубонной чумы или черной оспы не унесли столько жизней, сколько их унесли, например, различия во взглядах на устройство мира в 1914 г. или борьба за политические идеалы в России”. Юнг пишет: «…куда привели все прочие достижения культуры Ужасающий ответ лежит перед нами: никто не освободился от страха, мрачный кошмар давит на мир. Разум до сих пор плачевно не состоятелен, и именно то, чего все старались избежать, происходит в леденящей душу прогрессии». Важнейшая задача культуры, считает Юнг, — вырвать человека из состояния одержимости и бессознательности. Задача человека – проникнуть в бессознательное и сделать его достоянием сознания, но не остаться в нем и не отождествлять себя с ним.

Читайте также:  Что делать если белая кожа на лице

Большинство концепций Юнга не подвергались эмпирической проверке, часто подвергались критике, но влияние его теории не ослабло. Свои первые шаги культура делала под мощным влиянием бессознательной психики первобытных людей, и это влияние во многих сферах оставило свои следы.

Вопросы:

1. Назовите отличия в психоанализе культуры З. Фрейда и К. Юнга.

2. Охарактеризуйте типы мышления – типы культур по К. Юнгу.

Pages:     | 1 |   …   | 4 | 5 |

| 7 | 8 |   …   | 14 |

Источник

Ñîöèîëîã Ìèõàèë Ñîêîëîâ î ñîöèàëüíîé èäåíòè÷íîñòè, ýòèêåòíûõ ïðàêòèêàõ è ñîöèîëîãèè ïñèõèàòðèè

Ñîöèàëüíîå "ëèöî" Ëèãà ïñèõîòåðàïèè, Ñîöèîëîãèÿ, Ïñèõèàòðèÿ, Ýòèêåò, Ýòèêà, Ïñèõîëîãèÿ, Äëèííîïîñò

Ïî÷åìó ëèöî âîñïðèíèìàåòñÿ êàê ÷òî-òî âíåøíåå ïî îòíîøåíèþ ê èíäèâèäó? Êàêèå ñóùåñòâóþò òèïû ýòèêåòíûõ ïðàêòèê? Êàêèå äåéñòâèÿ êâàëèôèöèðóþòñÿ ñ ñîöèîëîãè÷åñêîé òî÷êè çðåíèÿ êàê áåçóìíûå?

Ïîíÿòèå «ëèöî» è ñàì òåðìèí «ëèöî» îáîçíà÷àåò ñîöèàëüíóþ èäåíòè÷íîñòü ÷åëîâåêà. Ýòî îäíà èç êðîññêóëüòóðíûõ óíèâåðñàëèé.  àíãëèéñêîì, ôðàíöóçñêîì, ðóññêîì èëè êèòàéñêîì îäíî è òî æå ñëîâî áóäåò îáîçíà÷àòü ÷àñòü òåëà, êîòîðàÿ êðàñíååò, êîãäà ìû äåëàåì ÷òî-íèáóäü íåïðàâèëüíîå, è êîòîðóþ ìû ïûòàåìñÿ çàêðûòü ðóêàìè — äåòè, ïî êðàéíåé ìåðå, ïûòàþòñÿ çàêðûòü ðóêàìè, — è òî ñîöèàëüíîå «ÿ», òó ðåïóòàöèþ, êîòîðàÿ èç-çà ýòîãî ñòðàäàåò. Ïî÷åìó åñòü òàêàÿ ôèçèîëîãè÷åñêàÿ ðåàêöèÿ, òàêàÿ ïàðàëëåëü ìåæäó ôèçè÷åñêèì òåëîì è ñîöèàëüíîé ñóùíîñòüþ — íåèçâåñòíî.

Êðîìå òîãî, ñ ëèöîì ñâÿçàíî ìíîãî ðàçíûõ äðóãèõ çàãàäîê. Íåïîíÿòíî, ïðåæäå âñåãî, èç ÷åãî îíî, ñîáñòâåííî, ñîñòîèò. ×òî òàêîå ëèöî? Ïðîùå âñåãî ñêàçàòü, ÷òî ëèöî — ýòî âïå÷àòëåíèå îá èíäèâèäå â ãëàçàõ îêðóæàþùèõ. Îáû÷íî, êîãäà êòî-òî òåðÿåò ëèöî, ïðîèñõîäèò ÷òî-òî, ÷òî ñîîáùàåò äðóãèì îá ýòîì êîì-òî íåïðèÿòíóþ èíôîðìàöèþ. Êòî-òî îñòóïèëñÿ è ñäåëàë íåëîâêèé æåñò — ìåëî÷ü, à êàê áóäòî èñïîðòèëî âïå÷àòëåíèå. Êòî-òî ïîïàëñÿ íà òîì, ÷òî âîðîâàë äåíüãè èç ñåéôà, — ýòî óæå íå òàêàÿ ìåëî÷ü, íî òîæå âïå÷àòëåíèå ñåðüåçíî èñïîðòèëî.

Íî, êàê íè ñòðàííî, êîãäà ìû ïåðåõîäèì ê òåì äåéñòâèÿì, êîòîðûå ïîçâîëÿþò ñîõðàíèòü ëèöî, îêàçûâàåòñÿ, ÷òî äåëî íå ïðîñòî â ïëîõèõ âïå÷àòëåíèÿõ. Êîãäà êòî-òî ñïàñàåò ñèòóàöèþ èëè ñïàñàåò ñâîå ëèöî, à êòî-òî åãî ðîíÿåò, ïðîèñõîäèò íå÷òî çíà÷èòåëüíî áîëüøåå, ÷åì ïðîñòî èñòå÷åíèå îò îäíîãî è ïîñòóïëåíèå ê äðóãèì íåãàòèâíîé èíôîðìàöèè.  ìîìåíò ïîòåðè ëèöà, íàïðèìåð, âñå ìîãóò çíàòü î òîì, ÷òî ðåàëüíî ïðîèçîøëî, íè äëÿ êîãî ìîæåò íå áûòü ñåêðåòîì, ÷òî çäåñü ñëó÷èëîñü. ß äóìàþ, ó êàæäîãî, êòî ó÷èëñÿ â óíèâåðñèòåòå, åñòü ìàññà âåñåëüÿ — ïðåïîäàâàòåëè, êîòîðûå ïðèøëè â êàêîì-íèáóäü íåíàäëåæàùåì âèäå íà ëåêöèþ, à âñå ñèäåëè è òèõî õèõèêàëè, íî íèêòî íå ïîêàçàë, ÷òî ñëó÷èëîñü.  ïîâñåäíåâíîé æèçíè òàêîå âñòðå÷àåòñÿ ñïëîøü è ðÿäîì. Îïÿòü æå, ìàëåíüêèõ äåòåé ó÷àò, ÷òî åñëè êòî-íèáóäü ïîÿâèëñÿ ñ èñïà÷êàííûì íîñîì, òî íå íàäî ñðàçó ïîêàçûâàòü ïàëüöåì, ÷òî áûëî áû íîðìàëüíî äëÿ äåòñêîãî ñàäà, — âçðîñëûå èëè òàêòè÷íî íàìåêàþò, ÷òî ÷òî-òî íå òàê, èëè âîîáùå äåëàþò âèä, ÷òî íè÷åãî íå ïðîèçîøëî, ïîêà ÷åëîâåê ñàì íå óâèäèò.

Ïî÷åìó âàæíî òàêòè÷íî íå çàìåòèòü ñàæó íà ÷óæîì íîñó, äàæå åñëè ÷åëîâåê, áåçóñëîâíî, äîãàäàåòñÿ, ÷òî ñàæà òàì áûëà è âñå ýòî âèäåëè? Êàæåòñÿ, ÷òî ïðàêòèêè, ñîïóòñòâóþùèå ñîõðàíåíèþ ëèöà, îáû÷íî ïîäðàçóìåâàþò, ÷òî äðóãèå âåäóò ñåáÿ òàê, êàê åñëè áû ïîïàâøèé â íåïðèÿòíóþ ñèòóàöèþ èíäèâèä âîâñå â íåå íå ïîïàë, òàê ÷òî ó èíäèâèäà ìîæåò îñòàòüñÿ íàäåæäà èëè èëëþçèÿ òîãî, ÷òî îíè íè÷åãî íå çàìåòèëè, íàïðèìåð ñàæó íà íîñó, è ÷òî, åñëè áûëà áû êàêàÿ-òî òðåòüÿ ñòîðîíà — îáîáùåííàÿ, àíîíèìíàÿ, ìîæåò áûòü, îòñóòñòâóþùàÿ òðåòüÿ, êîòîðàÿ âèäåëà èõ ñî ñòîðîíû, íî íå âèäåëà äåòàëåé ëèöà, — òðåòèé íå äîãàäàëñÿ î òîì, ÷òî èìåííî ñëó÷èëîñü. Ïîêà âñå âåëè ñåáÿ, êàê åñëè áû ñàæè íå áûëî, êàê åñëè áû òå, êòî ìîã åå âèäåòü, åå íà ñàìîì äåëå íå âèäåëè, à ãèïîòåòè÷åñêè îòñóòñòâóþùèé òðåòèé íå çàìåòèë áû, ÷òî ÷òî-òî ïëîõîå ñëó÷èëîñü, ëèöî ìîæåò îñòàòüñÿ ñîõðàíåííûì.

Ñîöèàëüíîå "ëèöî" Ëèãà ïñèõîòåðàïèè, Ñîöèîëîãèÿ, Ïñèõèàòðèÿ, Ýòèêåò, Ýòèêà, Ïñèõîëîãèÿ, Äëèííîïîñò

Åùå îäíà èíòåðåñíàÿ ëèíãâèñòè÷åñêàÿ îñîáåííîñòü — ýòî òî, ÷òî ìû ãîâîðèì î ëèöå êàê î ÷åì-òî âíåøíåì ïî îòíîøåíèþ ê èíäèâèäó. Ýòî êàê èíôîðìàöèîííûé êîêîí, êîòîðûé êàæäîãî èç íàñ îêóòûâàåò, ïðè÷åì êîêîí, êîòîðûé ñîçäàåòñÿ íå êåì-òî â îòäåëüíîñòè, à âñåìè ñîó÷àñòâóþùèìè, âñåìè âçàèìîäåéñòâóþùèìè âìåñòå. Òàê âîò, êîêîí ìîæíî ïîðâàòü ñíàðóæè, à ìîæíî ïîðâàòü èçíóòðè. Äëÿ òîãî ÷òîáû êîêîí ñîõðàíÿëñÿ, íàäî, ÷òîáû âñå ïðèñóòñòâóþùèå êîëëåêòèâíî ó÷àñòâîâàëè â åãî ïîääåðæàíèè.

Òðàäèöèîííîå õîðîøåå îáùåñòâî ïîäðàçóìåâàåò, ÷òî ó ëþäåé âîîáùå íåò íèêàêèõ ôèçèîëîãè÷åñêèõ âûäåëåíèé, îò êîòîðûõ âðåìÿ îò âðåìåíè íàäî èçáàâëÿòüñÿ.

Ïðè÷åì â ïî-íàñòîÿùåìó õîðîøåì îáùåñòâå ýòî áóäåò êàñàòüñÿ äàæå òàêèõ âåùåé, êàê ñìîðêàíèå. Âèêòîðèàíñêàÿ äåâóøêà íå ìîãëà ïðîèçíåñòè ñëîâî «ñìîðêàòüñÿ». Äðóãîå äåëî, íàäî ñêàçàòü, ÷òî îñîáåííî â âèêòîðèàíñêèõ ïðîìîçãëûõ êîìíàòàõ íàñìîðê ó íåå ñëó÷àëñÿ ðåãóëÿðíî. Îò õîðîøî âîñïèòàííîé âèêòîðèàíñêîé äåâóøêè òðåáîâàëîñü âñÿ÷åñêè èçáåãàòü ñìîðêàòüñÿ íà ëþäÿõ, à îò äðóãèõ ëþäåé — îáðàùàòü âíèìàíèå íà òî, ÷òî åé ýòî íàäî ñäåëàòü. Èíîãäà åé ïðèõîäèëîñü âûáåãàòü èç êîìíàòû, à âñå îñòàëüíûì íàäî áûëî íå çàìå÷àòü òîãî, ÷òî îíà âûáåæàëà èç êîìíàòû, ïîòîìó ÷òî âîîáùå-òî âûáåæàòü èç êîìíàòû ïîäîçðèòåëüíî, à åñëè âåñòè ñåáÿ, êàê åñëè áû îíà îñòàâàëàñü çäåñü è íèêóäà íå âûõîäèëà, òàê è àáñîëþòíî íîðìàëüíî. Íî óæ åñëè åé íóæíî áûëî îïèñàòü âûõîä èç êîìíàòû, îíà ãîâîðèëà î òîì, ÷òî åé íóæíî ïîéòè è ïîïóäðèòü íîñèê, ðàçóìååòñÿ, à íå ÷òî-íèáóäü äðóãîå. Âñå îñòàëüíûå ïðèíèìàëè ýòî çà ÷èñòóþ ìîíåòó.

Õîðîøåå âîñïèòàíèå âåçäå ïîäðàçóìåâàåò ìíîæåñòâî ìàëåíüêèõ òðþêîâ èëè ìàëåíüêèõ æåñòîâ. Êàíàäñêî-àìåðèêàíñêèé ñîöèîëîã åâðåéñêî-ðóññêîãî ïðîèñõîæäåíèÿ Ýðâèíã Ãîôôìàí áûë ïåðâûì èç òåõ, êòî ïîïûòàëñÿ èõ ñîöèîëîãè÷åñêè èññëåäîâàòü è êàòàëîãèçèðîâàòü. È îí èñïîëüçîâàë ñòàðóþ ñîöèîëîãèþ ðåëèãèè Äþðêãåéìà, ÷òîáû îïèñàòü ÷åòûðå îñíîâíûõ òèïà ýòèêåòíûõ æåñòîâ èëè ýòèêåòíûõ ïðàêòèê. Âî-ïåðâûõ, îí ïðîòèâîïîñòàâèë òå ïðàêòèêè, êîòîðûå íàïðàâëåíû íà ñàìîãî ñåáÿ, è òå, êîòîðûå íàïðàâëåíû íà äðóãèõ.

Êîãäà ìû âñòðå÷àåìñÿ ñ êåì-òî â ïàðêå è çäîðîâàåìñÿ — ýòî äåéñòâèå, íàïðàâëåííîå íà äðóãîãî, ìû ñîîáùàåì äðóãîìó î òîì, ÷òî íàì ïðèÿòíî åãî âèäåòü è íàñ âîëíóåò, êàê åãî äåëà. Åñëè, ñ äðóãîé ñòîðîíû, ïåðåä òåì, êàê âûéòè â ïàðê, ÷òîáû òàì ïîãóëÿòü, ìû çàáîòèìñÿ îá óëîæåííûõ âîëîñàõ è íàêðàøåííûõ ãëàçàõ, ìû òåì ñàìûì ñîâåðøàåì àíàëîãè÷íûé ðèòóàë, íî óæå íàïðàâëåííûé íà ñåáÿ ñàìîãî. Ìû òåì ñàìûì äàåì ïîíÿòü, ÷òî íàøå ñîöèàëüíîå «ÿ» ïðåäñòàâëÿåòñÿ íàì îáúåêòîì, çàñëóæèâàþùèì îòâåòñòâåííîãî, âàæíîãî è äàæå áëàãîãîâåéíîãî îòíîøåíèÿ.

Читайте также:  Улучшает эластичность кожи лица заметно

Ñîöèàëüíîå "ëèöî" Ëèãà ïñèõîòåðàïèè, Ñîöèîëîãèÿ, Ïñèõèàòðèÿ, Ýòèêåò, Ýòèêà, Ïñèõîëîãèÿ, Äëèííîïîñò

Ñ äðóãîé ñòîðîíû, åñòü ïîçèòèâíûå è íåãàòèâíûå ïðàêòèêè. Ïîçèòèâíûå ïðàêòèêè — ñïðîñèòü «êàê äåëà?», êîãäà ìû âûïóñêàåì êàêîé-òî ñèãíàë, ïîñëàíèå, ñîîáùàþùåå î òîì, ÷òî íàì äðóãîé ÷åëîâåê èíòåðåñåí, ïðèÿòåí è ìû õîðîøåãî î íåì ìíåíèÿ. Íåãàòèâíûå ïðàêòèêè, ïðàêòèêè èçáåãàíèÿ — êîãäà ìû ïîäàâëÿåì èíôîðìàöèþ î òîì, ÷òî äðóãîé ñäåëàë ÷òî-òî íåïðàâèëüíîå (êàê ðàç âñå ïðèìåðû, êîòîðûå ÿ ïðèâîäèë), èëè ïîäàâëÿåì èíôîðìàöèþ, êîòîðàÿ ìîãëà áû íàñ ñêîìïðîìåòèðîâàòü.

Ìû âñå íàñòîëüêî ñîöèàëèçèðîâàíû â ìàíåâðèðîâàíèè ìåæäó âñåìè ýòèìè ïîòîêàìè èíôîðìàöèè, ÷òî äàæå íå çàìå÷àåì, êàê ìíîãî ðàáîòû äåëàåì. Äëÿ òîãî ÷òîáû ïîíÿòü, íàñêîëüêî íà ñàìîì äåëå åå ìíîãî, íóæíî îáðàòèòüñÿ â äåòñêèé ñàä èëè â ïñèõèàòðè÷åñêóþ ëå÷åáíèöó. Ãîôôìàí ïðîâåë íåêîòîðîå âðåìÿ â ïñèõèàòðè÷åñêîé ëå÷åáíèöå â êà÷åñòâå âêëþ÷åííîãî íàáëþäàòåëÿ, à íå â êà÷åñòâå ïàöèåíòà, õîòÿ, ÷èòàÿ åãî êíèãè, èíîãäà ìîæíî çàäóìàòüñÿ… Îí îïèñûâàåò, ñîáñòâåííî, áåçóìèå ñ ñîöèîëîãè÷åñêîé òî÷êè çðåíèÿ.

Åãî îñíîâíîé òåçèñ çàêëþ÷àåòñÿ â òîì, ÷òî åñòü äâå îñíîâíûå ñôåðû, ðåãóëèðóþùèå ÷åëîâå÷åñêèå âçàèìîäåéñòâèÿ: ýòèêà è ýòèêåò. Íàðóøåíèå ïðàâèë ýòèêè ïðèâîäèò íàñ â òþðüìó. Ïî óìîë÷àíèþ ïðåäïîëàãàåòñÿ, ÷òî ïðàâèëà ýòèêè íàðóøàþòñÿ äëÿ òîãî, ÷òîáû ïîëó÷èòü ÷òî-òî, ÷òî èíäèâèäó íå ïðèíàäëåæèò ïî ïðàâó, — óêðàñòü ÷óæóþ ñîáñòâåííîñòü èëè íàíåñòè êîìó-òî ôèçè÷åñêèé óùåðá. Âî âñåõ ýòèõ ñëó÷àÿõ ìû ïðåíåáðåãëè èíòåðåñàìè äðóãèõ â êàêèõ-òî ñâîèõ èíòåðåñàõ. Íî ïðåñòóïëåíèÿ ïðîòèâ ýòèêåòà íå èìåþò ÿâíî íèêàêîãî âûèãðûøà.

Åñëè ïðî ÷åëîâåêà, êîòîðûé âñïûëèë è ïîáèë äðóãîãî, ìîæåì ñêàçàòü, ÷òî åãî ýìîöèè áûëè òàêèì îáðàçîì âûðàæåíû è ïðèíåñëè âðåìåííóþ ðàçðÿäêó èëè âðåìåííîå óäîâëåòâîðåíèå, òî ïðî ÷åëîâåêà, êîòîðûé íàðóøàåò ïðàâèëà ýòèêåòà, ìû, êàê ïðàâèëî, ýòîãî ñêàçàòü ñîâåðøåííî íå ìîæåì. Åñëè (ýòî ïðèìåð Ãîôôìàíà) ÷åëîâåêà ïîéìàëè â ìàãàçèíå ñ ðóêîé, çàïóùåííîé â ÷óæóþ ñóìêó, êîãäà îí âûòàñêèâàë îòòóäà êîøåëåê, ÷òîáû ýòîò êîøåëåê óêðàñòü, — ýòî ÿâíî íàðóøåíèå ýòèêè, è îíî ïðèâîäèò â òþðüìó. Íî åñëè ìû ñòàëêèâàåòñÿ ñ òåì, ÷òî æåíùèíà â êàêîé-òî ëîêàëüíîé ëàâêå ïîñòîÿííî çàãëÿäûâàåò â ñóìêè äðóãèõ ëþäåé è íè÷åãî îòòóäà íå áåðåò, à ïðîñòî òàì êîïàåòñÿ ñ ëþáîïûòñòâîì, êàê îíà ìîãëà áû êîïàòüñÿ â ïðèëàâêå, òî ýòî íàðóøåíèå ýòèêåòà, íî íå íàðóøåíèå ýòèêè.

Íàðóøåíèå ýòèêè ïðèâîäèò â òþðüìó, íàðóøåíèå ýòèêåòà — â ïñèõèàòðè÷åñêóþ ëå÷åáíèöó.

Ýòèêåò ïî ñâîåé ïðèðîäå — ýòî ñîâîêóïíîñòü ïðàâèë îáðàùåíèÿ ñ ëèöîì. Êîãäà ìû îòêàçûâàåìñÿ îò ïîçèòèâíûõ èëè íåãàòèâíûõ ðèòóàëîâ, íàïðàâëåííûõ íà ñåáÿ èëè íàïðàâëåííûõ íà äðóãèõ, ìû ãðåøèì ïðîòèâ ëèö êîãî-òî èç âîâëå÷åííûõ â ñèòóàöèþ ëþäåé, à ýòî êàê ðàç òà ðàçíîâèäíîñòü ïðåñòóïëåíèÿ, êîòîðàÿ êâàëèôèöèðóåòñÿ íàìè ñ ñîöèîëîãè÷åñêîé òî÷êè çðåíèÿ êàê áåçóìèå. Ïîðàçèòåëüíî, ãîâîðèò Ãîôôìàí, êàê ìíîãî âåùåé, îáû÷íî àññîöèèðóåìûõ ñ áåçóìèåì, ëþäè ìîãóò ïîçâîëèòü ñåáå ñäåëàòü è íå ïîïàñòü â ïñèõèàòðè÷åñêóþ ëå÷åáíèöó, åñëè îíè ïðè ýòîì íå íàðóøàþò ïðàâèëà ýòèêè. Ïàðàíîèäíûé øèçîôðåíèê, êîòîðûé ðàññêàçûâàåò âàì, ÷òî ãîëîñ ïðåäëîæèë åìó ïðåäïðèíÿòü êàêèå-íèáóäü ðàäèêàëüíûå äåéñòâèÿ, åãî ïîõèùàëè èíîïëàíåòÿíå èëè ÷òî îí âûñòóïàåò îò èìåíè âñåëåíñêîãî ðàçóìà, ïîïàäàåò â ïñèõèàòðè÷åñêóþ ëå÷åáíèöó íå ïîòîìó, ÷òî ñîîáùàåò òàêèå âåùè, à ïîòîìó, ÷òî, êîãäà âû äåëàåòå óäèâëåííûå ãëàçà è ïðåäëàãàåòå îáðàòèòü âñå â øóòêó (ýòî î÷åíü õîðîøèé ïðèìåð ïîçèòèâíîãî ðèòóàëà, îáðàùåííîãî íà äðóãèõ: êîãäà äðóãîé äåëàåò ÷òî-òî íåóäà÷íîå, ìû ïðåäëàãàåì åìó ðàçâåðíóòü ñîáûòèÿ òàê, ÷òîáû ýòî áûëî øóòêîé), îí íå ñîãëàøàåòñÿ ðàññìàòðèâàòü ýòî êàê øóòêó. Âñÿêèé íîðìàëüíûé ÷åëîâåê, ïîëó÷èâ ñîîòâåòñòâóþùèé ñèãíàë, ãîòîâ îòûãðàòü íàçàä, à ïàðàíîèäíûé øèçîôðåíèê, íå ñ÷èòûâàÿ òàêèõ ñèãíàëîâ, ïðîäîëæàåò ðàññêàçûâàòü ïðî êîñìè÷åñêèé ðàçóì. Èìåííî ýòî ñèìïòîì áåçóìèÿ.

Ïðàâèëà ýòèêåòà òðåáóþò ñâîéñòâà, êîòîðîå íàçûâàåòñÿ òàêòîì. È âî âñåõ îáùåñòâàõ òàêò öåíèòñÿ âûñîêî, è âî ìíîãèõ òàêò öåíèòñÿ ãîðàçäî âûøå, ÷åì êàêèå áû òî íè áûëî ìîðàëüíûå ñâîéñòâà. Òàêò ïîäðàçóìåâàåò ñïîñîáíîñòü óëàâëèâàòü ñèãíàëû äðóãèõ, ñïîñîáíîñòü ñëåäèòü çà òåì, ÷òî îíè äåëàþò ñî ñâîèì ëèöîì, è ïðåäóãàäûâàòü êàêèå-òî íåëîâêèå øàãè ñ èõ ñòîðîíû, ÷òîáû ýòîìó ëèöó íå áûë íàíåñåí óùåðá. Îäíàêî òàêò îáû÷íî òðåáóåò îòâåòíîé òàêòè÷íîñòè. Êîãäà ëþäè äåëàþò ïðèãëàøåíèå, êîòîðîå ìîæåò áûòü îòâåðãíóòî, òîò, êòî îòâåðãàåò ïðèãëàøåíèå, ïðåäóñìàòðèâàåò îáúÿñíåíèå, êîòîðîå äàåò îòêàçó íåêîòîðóþ ðàöèîíàëüíóþ óâàæèòåëüíóþ ïðè÷èíó. Âìåñòî òîãî ÷òîáû íå ïðèéòè â ãîñòè ê íåïðèÿòíîìó ÷åëîâåêó, ñêàçàâ, ÷òî îí íàì íåïðèÿòåí, ìû ãîâîðèì, ÷òî ó íàñ î÷åíü ìíîãî ðàáîòû è çàïèñü íà òåëåâèäåíèè. Íåïðèÿòíûé ÷åëîâåê, êîòîðûé äîãàäûâàåòñÿ î òîì, ÷òî îò åãî ïðèãëàøåíèÿ ìîãóò îòêàçàòüñÿ, áóäåò òàêòè÷åí â îòíîøåíèè ÷óæîé òàêòè÷íîñòè, åñëè ñäåëàòü ýòî ïðèãëàøåíèå òàê, ÷òîáû îò íåãî áûëî ëåãêî è ïðèÿòíî îòêàçàòüñÿ, íåíàâÿç÷èâî, ìîæåò áûòü, ñäåëàâ íåêîòîðîå êîëè÷åñòâî ââîäíûõ øàãîâ, êîòîðûå èçáàâÿò îòêàçûâàþùèõñÿ îò íåîáõîäèìîñòè áûòü ñëèøêîì ðåøèòåëüíûìè.

Ñîöèàëüíîå "ëèöî" Ëèãà ïñèõîòåðàïèè, Ñîöèîëîãèÿ, Ïñèõèàòðèÿ, Ýòèêåò, Ýòèêà, Ïñèõîëîãèÿ, Äëèííîïîñò

Ñ äðóãîé ñòîðîíû, òå, êòî íåòàêòè÷íû â îòíîøåíèè ÷óæîé òàêòè÷íîñòè, ìîãóò èçâëåêàòü èç ýòîãî çíà÷èòåëüíóþ ïðèáûëü. Àãðåññèâíûå ïðîäàâöû, êîòîðûå ýêñïëóàòèðóþò òîò ôàêò, ÷òî áîëüøèíñòâó ëþäåé î÷åíü ñëîæíî êîìó áû òî íè áûëî â ãðóáîé ôîðìå îòêàçàòü âî âçàèìîäåéñòâèè, ñïîñîáíû ïðîäàòü íàì ïîðàçèòåëüíî ìíîãî âåùåé ïðîñòî äëÿ òîãî, ÷òîáû îíè îò íàñ îòâÿçàëèñü.  ýòîé ñèòóàöèè ìû ìîæåì óçíàòü, êàêîâà òî÷íàÿ ìîíåòàðíàÿ ñòîèìîñòü ïîääåðæàíèÿ ëèöà ñîâåðøåííî ÷óæîãî è ïîñòîðîííåãî ÷åëîâåêà.

 ýòîì ñìûñëå åñòü êóëüòóðà, êîòîðàÿ ðåãóëèðóåòñÿ ïîíÿòèÿìè ñòûäà, à åñòü — ïîíÿòèÿìè âèíû. Íàøà êóëüòóðà âñå áîëüøå è áîëüøå ðåãóëèðóåòñÿ ïîíÿòèåì ñòûäà, ãîâîðèò Ãîôôìàí, íî íå ïîíÿòèåì âèíû. Åñëè ïóðèòàíå ïðåæäå âñåãî áîÿëèñü ïðåãðåøèòü ïåðåä êàêèì-òî âíóòðåííèì íðàâñòâåííûì ÷óâñòâîì, òî ñåãîäíÿ ìû âñå áîëüøå áîèìñÿ ïîãðåøèòü ïåðåä âïå÷àòëåíèåì îêðóæàþùèõ î íàñ, âïå÷àòëåíèÿìè î âïå÷àòëåíèÿõ, è â ýòîì ñìûñëå ýòèêà â íåêîòîðîì ðîäå çàìåùàåò äëÿ íàñ ýòèêåò.

Ãîôôìàí çäåñü ññûëàåòñÿ íà ðàáîòû äðóãîãî àìåðèêàíñêîãî ñîöèîëîãà Äýâèäà Ðèñìåíà, êîòîðûé óòâåðæäàåò, ÷òî â àìåðèêàíñêîé êóëüòóðå è ïî óìîë÷àíèþ âî ìíîãèõ äðóãèõ êóëüòóðàõ ïðîèñõîäèò èñòîðè÷åñêèé ñäâèã îò «êóëüòóðû âèíû», â êîòîðîé ëþäè â áîëüøåé ñòåïåíè ðåãóëèðîâàëèñü êàêèìè-òî âíóòðåííèìè ïðàâèëàìè è âíóòðåííèìè ýòè÷åñêèìè èìïåðàòèâàìè, ê «êóëüòóðå ñòûäà», â êîòîðîé ìû âñå áîëüøå óïðàâëÿåì âïå÷àòëåíèÿìè î íàñ îêðóæàþùèõ. Ýòî èñòîðè÷åñêè íåóíèêàëüíîå ÿâëåíèå: Ðóò Áåíåäèêò ïèñàëà òî æå ñàìîå ïðî ßïîíèþ, à Íîðáåðò Ýëèàñ ïèñàë òî æå ñàìîå ïðî àðèñòîêðàòèþ XVII âåêà. Íî äëÿ çàïàäíîé êóëüòóðû ýòî ìîæåò áûòü íîâûì ðàçâèòèåì.

Èñòî÷èíê

Источник